В искусстве должен работать «положительный отбор»

26 сентября в Москве откроется один из самых ярких и необычных спецпроектов 6-й Московской биеннале - выставка «Паноптикум».
В искусстве должен работать «положительный отбор»

Проект рассматривает глобальную проблематику взаимосвязи науки, технологий и искусства в современном мире, удивительно тонко вписываясь в общий концепт самой биеннале – «Как жить вместе?».

В преддверии торжественного открытия «Паноптикума» организаторы и кураторы проекта - бизнесмен и меценат Максим Егоров, коллекционер и галерист Елена Комаренко и художник и куратор Алёна Шаповалова рассказали о тонкостях взаимодействия не только искусства и науки, но и современного искусства с аудиторией, а художников – с галеристами и внешним миром.

- Почему была выбрана именно тема взаимодействия науки и искусства? Ведь искусство сегодня взаимодействует со многими сферами жизни: очень интенсивно с политикой, к примеру.

Максим Егоров: Наука и искусство сферы наиболее близкие и, несомненно, взаимно подпитывающие. И наука, и современное искусство устремлены в будущее, через познание настоящего, попытку понять и проанализировать, а порой и отрефлексировать, происходящее. Попытка увидеть необычное - законы, взаимосвязи и нюансы, зачастую недоступные взгляду обычного человека, - в этом и есть объединяющая черта науки и искусства. И как творческий человек нуждается в знании и понимании законов и возможностей самовыражения и творчества (ведь не секрет, что многие современные художники стараются применять самые передовые технологии в создании своих произведений), так и ученые нуждаются в широком, творческом мышлении, позволяющим им увидеть и подметить невероятные и невидимые детали, которые и становятся точками роста и развития современной научной мысли.

- Откуда появилось название проекта? Паноптикум - это проект идеальной тюрьмы, изобретение англичанина Иеремии Бентама, какую связь оно имеет с искусством?

Алена Шаповалова: Паноптикум, конечно же, не только проект Бентама, но - изначально - это собрание диковинных вещей, некий музей необычных, странных даже, предметов и, в более широком смысле, в обиходе, это слово стало даже нарицательным в определении странных, необычных предметов.

Название проекта, выставки не обязательно должно быть связанно с искусством напрямую, но в случае Паноптикума эта связь есть, это сам способ представления творчества, работ и, можно сказать, самих художников как неких объектов для наблюдения и изучения.

Если говорить по порядку, то, обдумывая предложение Елены Комаренко курировать проект, меня заинтересовала сама форма выставочного пространства - фойе ДК им. Баумана, а именно, полукруг в плане.

Комментарии
Комментарии