Народный инструмент Мозамбика

Рассказ об огромном ксилофоне, самом музыкальном фрукте и традициях африканского звукоизвлечения.
Народный инструмент Мозамбика

Тимбила — это, если говорить по-умному, инструмент класса ксилофонов (от греч. ξύλον — дерево, φωνή — звук), а по простому — набор дощечек, по которыми стучат палочками. Многие, вероятно, помнят подобный инструмент из детсадовского детства — металлофон — только он значительно меньше и проще тимбилы по конструкции, и вместо дошечек там металлические пластинки, но идея та же.

Металлофонон сходство с известными нам музыкальными инструментами отнюдь не ограничивается — cамо слово «тимбила» (timbila) вызывает в памяти известные в Восточной Европе цымбалы (например, гуцульские): тимбила — цимбила — цимбала — цимбалы. Удивительно, но они и по сути своей похожи, с той лишь разницей, что в цимбалах вместо клавиш-дощечек — струны, которые установлены не поперёк, а вдоль корпуса, но способ игры ровно тот же — молоточками стучать.

Не менее интересно, что «тимбила», как и «цимбалы» — это множественное число. А единственным числом от «тимбила» будет «мбила», потому что в бантоидных языках слова изменяются не с конца, а с начала. Язык же, из которого пришло это слово, называется «шопи» (chopi), и народ шопи как раз и знаменит в Мозамбике и за его пределами своей тимбило-музыкой. Шопи живут через одну область к северу от Мапуту — после Шаи-Шаи — в провинции Иньямбане (Inhambane), докуда я, к сожалению, не доехал, но нужные тимбило-люди нашлись и в Мапуту — столица всё-таки.

Вообще, по всей Африке ксилофоны в традиционной культуре широко распространены, но в разных странах и у разных народов они, вполне ожидаемо, имеют свои особенности. Помимо же Африки подобные инструменты из дощечек-клавишей издревле известны в Юго-Восточной Азии. И учитывая, что жители недалёкого от Мозамбика Мадагаскара приплыли как раз с индонезийских островов и достоверно привезли с собой некоторые музыкальные инструменты (а именно, вали), логично предположить, что и тимбилу они привезли тоже. Но эта теория разбивается о тот факт, что как раз на Мадагаскаре ксилофонов-то и нет. Что, впрочем, совершенно не умаляет его культурно-музыкального богатства, но уже другими инструментами.

Комментарии
Комментарии