Время больших надежд

90-е: как создавалась индустрия российской моды.
Время больших надежд

Мода на 90-е. Мода 90-х. Странное ощущение, когда вчерашний день, который мы еще помним и ощущаем кожей, становится вдруг историей, и наши дети копируют, а иногда и смешно пародируют нас самих, двадцатилетних. Сейчас, как и тогда, в воздухе, несмотря на всю спертость предгрозовой атмосферы, витает ощущение перемен.

Весь последний год на разных профессиональных площадках умные взрослые люди и молодые восторженные неофиты на полном серьезе обсуждают, как нам возродить российскую моду, вывести отечественных дизайнеров на мировой рынок и в конечном счете создать бренд Made in Russia, не уступающий по силе знаменитому Made in Italy. Предлагаемые шаги выглядят как изобретение велосипеда во втором десятилетии XXI века. Последний раз на нашей памяти этот вид транспорта в моде изобретали в последнем десятилетии века ХХ.

Тогда открылись границы — и на наших модельеров-конструкторов, художников-технологов (именно так назывались специальности в дипломах отечественных вузов), искусствоведов Домов моделей, немногочисленных отраслевых журналистов хлынул столь мощный поток информации, что волна, сформированная им, докатилась до наших дней, хоть и потеряла по дороге большую часть своей силы. Первыми среди тех, кто воспринял, переработал и начал применять в жизни это богатство информации, стали работники слова. Поле, которое в контексте СССР именовалось легкой промышленностью, а никак не индустрией моды, формировали выпускники отечественных текстильных и технологических институтов, по большей части закрепленные за отраслевыми Домами моделей — главным из них был знаменитый Кузнецкий Мост — и экспериментальными цехами многочисленных фабрик. Но именно журналисты начали разбивать монотонность его ландшафта свежими штрихами и красками.

Первые альтернативные показы, напоминавшие театральные капустники в их молодежном задоре и самодеятельной безвкусице моделей, были инициированы еще в конце 80-х единственным на тот момент столичным «Журналом мод» и лично его главным редактором Лидией Витальевной Орловой, вокруг которой тогда складывался круг будущих главредов и редакторов моды практически всех первых глянцевых изданий, чей приход в Россию состоялся еще через десятилетие. Это было время «Ассы» и «Черной розы…», в показах участвовали Сергей Курехин и его группа «Поп-механика» (обливавшие несолидную публику разноцветной краской, к вящему ее удовольствию), модели на импровизированном подиуме были выполнены из бархатных «ленинских» знамен, прихваченных пионерскими и комсомольскими значками (Катя Филиппова), аптечных чехлов для пипеток, резиновых перчаток и купальных шапочек (студия моды центра «Дом»).

Комментарии
Комментарии