Рахманинов: художник модерна

Его сплошь и рядом называют «самым русским композитором» и приводят вздорную аргументацию.
Рахманинов: художник модерна

Чем в мире известны русские? Разумеется, водкой, балалайкой и медведем с гармошкой (итальянской по происхождению). Наряду с этим обычно упоминаются Толстой с Достоевским, иногда Чехов, иногда Бунин, иногда Рахманинов. Несмотря на предельную разницу между квасной и нормальной культурой в сознании человека западной цивилизации они бесконечно смешиваются. Однако, самое странное, что смешиваются они и для российского человека: Рахманинова сплошь и рядом называют «самым русским композитором» и в защиту этой точки зрения приводят различную вздорную аргументацию. Даже люди образованные любят поговорить о некоем особом русском духе, якобы разлитом в его музыке.

Возможно, это и впрямь так, но это скорее поэзия, чем музыковедение. Поэтому разговор об отношениях Рахманинова и русской композиторской школы следует вести в более серьёзном духе, опираясь на биографические и музыковедческие факты.

Часто приходится сталкиваться с двумя взаимосвязанными клише в отношении Рахманинова: сплошь и рядом его называют «романтиком» (то есть, художником, которому близки взгляды и творческие методы эпохи романтизма); также широкое хождение имеет идея, что композитор столь мало написал в эмиграции из-за мучительной ностальгии (какой же романтик без тоски по земле обетованной).

Оба суждения не выдерживают критики. Конечно, родину Рахманинов любил и, скорей всего, по ней тосковал, но эти чувства далеки от чайльд-гарольдовщины уже хотя бы потому, что в письмах о них нет ни слова. Проблему творческого бесплодия куда логичнее объяснить напряжённой концертной деятельностью: Рахманинов после эмиграции ощутимо нуждался в деньгах, но не имел возможности зарабатывать сочинением музыки, так как был на Западе куда более известен как исполнитель, чем как композитор.

Комментарии
Комментарии