Как менялась профессия учителя в России

Какие особенности были у работы учителей за 230-летнюю историю развития системы общего образования.
Как менялась профессия учителя в России

Сегодня в России День учителя. Профессиональный праздник отмечают около миллиона школьных преподавателей. «Йод» выяснил, какие особенности были у работы учителей за 230-летнюю историю развития системы общего образования.

Месяц назад мы уже рассказывали про эволюцию учебных предметов в школьной программе и её реформы.

Напомним, что система общего образования появилась в Российской империи в конце XVIII века. Публичных училищ тогда было мало, равно как и учителей. Кадры готовились в столичной учительской семинарии, ставшей впоследствии педагогическим университетом. В начале XIX века учителя были универсалами. В училищах почти всем предметам мог учить один и тот же человек.

Жалование у преподавателей различалось в зависимости от звания, уровня учебного заведения и разряда губернии. Больше всех получали старшие учителя. По сравнению с другими школьными сотрудниками они уступали только инспекторам и директорам. Меньше всех получали учителя рисования. По проведённой в 1828 году реформе, жалование начали дифференцировать по видам губерний. В губерниях первого разряда, где цены на товары были выше, платили больше, чем в губерниях второго и третьего разряда. Но это не отражало разницу в покупательской способности: в бедных губерниях работники школ уровня могли купить на оклад больше продуктов, чем в богатых. Неплохим бонусом для них стала пенсия (её не платили приходским учителям). Особенностью реформы образования при Николае I стало возвращение права телесных наказаний учащихся.

Учителя были встроены в общую систему чинов. Чин давался после 4 лет службы, а их класс также был зависим от должности и учебного заведения. Например, чин учителя рисования в гимназии (седьмой) в 1828 году равнялся чину старшего учителя в уездном училище. Подготовка преподавателей в первой половине XIX века велась в университетах, а с 1859 года — на курсах при них. Лучшим студентам предлагалось занять должности в университетах, студентам со средней подготовкой — в гимназиях, а с низкой — в уездных училищах. Для начальных школ подготовку вели учительские семинарии. В приходских училищах платили меньше всего. Впрочем, и работали там тоже меньше, чем в городах — только осенью и весной.

Комментарии
Комментарии