Нетипично русский

О возможности нового взгляда на жизнь и творчество художника.
Нетипично русский

В Государственной Третьяковской галерее открывается выставка Валентина Серова, которой гарантирован успех.

Нам покажут самое-самое полное собрание: 250 произведений из 25 русских и 4 зарубежных музеев и 9 частных коллекций. Из Дании впервые приедет портрет Александра III, и также впервые покажут гигантский занавес к балету Шехеразада из собрания Ростроповича и Вишневской. Устроители уверяют, что это будет больше, чем выставка к круглой дате — 150-летию со дня рождения, что мы увидим совершенно другого художника.

Пункт про совершенно другого озадачивает. Какого же еще? Серов и так многолик.

С одной стороны, гедонист, который в пику предыдущему поколению художников-передвижников писал не социальный хоррор (арестантов, сирот и бурлаков), а, как сам формулировал, только отрадное.

С другой — модный, высокооплачиваемый портретист, весьма критически относившийся к своим моделям. Он никогда никому не льстил и на этом сделал себе имя: олигархи, аристократы и творческая интеллигенция стояли к нему на позирование в очередь.

Вундеркинд: учился у Репина и первый свой шедевр Девочку с персиками написал в 22 года. Но формально человек без в/о: из Академии художеств его отчислили.

Реформатор стиля: начинал как реалист, развился в сдержанного русского импрессиониста, а на излете недолгой 46-летней жизни, совершенно без всякого внутреннего напряжения, перешел к условно-плоскостному языку символизма. Он с симпатией относился к экспериментам своих учеников-авангардистов. Было бы интересно узнать, как бы Серов включился (если бы включился) в кубизм и прочие измы 1910-х годов. Хотя сам он был поборником классического искусства и считал своим кумиром Веласкеса.

Комментарии
Комментарии