Как найти Малевича

«В поисках „0,10. Последней футуристической выставки картин“» — если не идеальный, то оптимальный способ отпраздновать 100-летие «Черного квадрата» Казимира Малевича.
Как найти Малевича

Бесспорно, самой знаменитой, знаковой, загадочной и проклинаемой картины ХХ века. Выставка открылась в Базеле, в Фонде Бейелера, и стоит только изумляться, почему не в Санкт-Петербурге. Там «Черный квадрат» был впервые явлен публике на выставке «0,10. Последняя футуристическая выставка картин», вернисаж которой состоялся 19 декабря 1915 года в доме № 7 по Марсову полю.

Однако российские музеи — Русский, Третьяковская галерея и еще полтора десятка счастливцев — обладателей полотен основателей русского авангарда — предпочли вывезти свои сокровища на гастроли, а не заниматься куда более сложной работой по реконструкции исторического события. Зато с ней отлично справился базельский музей, собравший со всего мира произведения Казимира Малевича и других участников той выставки. И предоставивший зрителям массу дополнительных материалов: фотографии, рецензии на выставку, подробные сведения о художниках.

В Базеле показывают не реконструкцию: воссоздать выставку 1915 года невозможно. Ее каталог не иллюстрирован, названия многих работ условны, и сохранилось приблизительно треть из 154 показанных произведений. Две участницы — Ксения Богуславская и Анна Кириллова — присутствуют в Базеле только фотографиями и биографиями (заметим, что статей о них нет даже в недавно вышедшей «Энциклопедии русского авангарда»). Зато остальные 12 художников представлены если не теми же вещами, что и 100 лет назад, то созданными в это же время. Натан Альтман — одним натюрмортом, Василий Каменский — книжной графикой, Мария Васильева — тремя красивыми пейзажами. Одним контррельефом, живописным рельефом и многочисленными фотографиями утерянных работ — Владимир Татлин. Как и на петербургской выставке, он стал вторым главным героем, соперником Малевича, лидером московских художников, новатором. Несколько картин Ольги Розановой, Веры Пестель, Любови Поповой, Надежды Удальцовой, Ивана Клюна, Михаила Менькова и Ивана Пуни (здесь у него 14 работ, в Петербурге было 23) сами по себе составили бы отличную выставку русского авангарда. Но «В поисках „0,10“» затеяна не ради них.

Комментарии