Марсианское топливо

Как недавнее обнаружение на Марсе жидкой воды продвинет его освоение.
Марсианское топливо

Недавно американские ученые сообщили, что на Марсе есть жидкая вода. Чем интересно это открытие и продвинет ли оно освоение планеты и поиски жизни на ней, рассказывает завотделом ядерной планетологии Института космических исследований РАН, руководитель научной группы прибора ДАН, доктор физико-математических наук Игорь Митрофанов.

— Обнаружение жидкой воды на Марсе — это сенсация?

— С точки зрения науки, недавнее наблюдение на Марсе жидкой воды — это не сенсация. В науке для объявления о сенсации нужно полное изменение наших представлений. Однако понимание того, что на Марсе много воды, пришло еще в 2002 году. При этом до конца прошлого века считалось, что Марс — это мертвая планета, холодная, сухая. Да, когда-то в прошлом он был похож на Землю, там были влага и толстая атмосфера — мы знаем это потому, что на поверхности видны русла высохших рек. И считалось, что, когда Марс потерял магнитное поле, а с ним и атмосферу, вода испарилась в космос.

Но в 2002 году оказалось, что это не так: на самом деле на современном Марсе много воды, просто она ушла под поверхность и превратилась в вечную мерзлоту, подобную той, что есть, например, в Якутии. Наблюдения с помощью орбитального аппарата «Марс-Одиссей» показали, что выше 60-го градуса широты под поверхностью Марса водяной лед — это основной компонент. А значит, поскольку на планете есть более теплые и более холодные сезоны, под поверхностью должны быть геотермальные точки, где лед может превратиться в жидкую воду.

Вероятно, эта жидкая вода может образовывать подземные реки — такие есть в Якутии, они текут под землей, а потом могут выйти на поверхность на склоне какого-нибудь обрыва. Мы ожидали обнаружить что-то подобное и на Марсе. Косвенно наши коллеги из США это наблюдали еще около 10 лет назад, когда сравнивали снимки, сделанные с орбиты с промежутком в несколько лет. На фотографиях не было видно самих водных потоков, но были полосы от протоков, оставленные ими за время, которое прошло с момента, когда были получены первые снимки.

Открытие, о котором недавно объявили наши американские коллеги, — это как раз один из таких эпизодов. В картину современного Марса привнесен еще один элемент, но никакого переворота в наших представлениях о Марсе, сложившихся за последние годы, не произошло.