Что такое ЖЭК-арт

Лебеди из покрышек, Змеи-Горынычи из резиновых сапог и мухоморы из раскрашенных тазиков — так выглядит народное благоустройство дворов.
Что такое ЖЭК-арт

Дворы в России всегда украшали диковато выглядящими объектами, созданными из подручных материалов. Происходило это как из вечного стремления человека к красоте, так и из-за чудовищной ее нехватки в обыденности — абсолютное большинство дворов в постсоветском пространстве до сих пор выглядят оскорбительно для эстетического чувства. Но если раньше в качестве материала использовалось в основном дерево, то в новейшее время выбор существенно расширился. Используется все, что в развитых странах отправляется на вторичную переработку или становится объектом recycled art (произведения искусства, сделанные из мусора, — ТД): пластиковые бутылки, старая посуда, одежда, ну и, конечно, шины, шины, шины. Автомобильная покрышка теперь — стилеобразующий элемент русского ландшафтного дизайна. Явление стало настолько повсеместным, что в интернете появились специальные паблики, посвященные дворовому творчеству.

Термин ЖЭК-арт стал популярен благодаря одноименному сообществу в «ВКонтакте». Один из администраторов сообщества Андрей Руденко отмечает, что «если соблюдать формальности, ТСЖ-арт будет более корректной формулировкой, но на глаз и слух менее удобной». И действительно, эти скульптуры и инсталляции создаются жильцами без всякой помощи со стороны муниципальных властей и чаще всего именно в атмосфере бездействия коммунальных служб.

Имена создателей резиновых лебедей и божьих коровок из строительных касок никому не известны. На контакт они идут неохотно, полагая, что лишняя огласка им не нужна. Как и многие создатели стрит-арта, они не до конца уверены, что то, чем они занимаются, законно. Интереса к разговору с творцами нет и у организаторов сообщества ЖЭК-арт. «Они же сугубо офлайновые люди, а мы наоборот. По разную сторону контекста живем», — отмечает администратор паблика Евгений Бойченко.

Чаще всего эти «офлайновые» люди — родители маленьких детей и пенсионеры, те, для кого двор — одно из немногих общественных мест, где они бывают. Например, из подборки. чебоксарского издания очевидно, что большинство авторов всех этих галлюциногенных животных — люди в почтенном возрасте. В этом новом городском наиве сплелись традиции позднесоветского DIY (сделай сам) и желание перебравшихся в город сельских умельцев обжить и облагородить пространство вокруг себя.

Художник Павел Пепперштейн объясняет происхождение ЖЭК-арта крестьянскими корнями большинства городских жителей.

Комментарии
Комментарии