Нобелевская премия мира — 2015

О Жасминовой революции, политике диалога между политическими противниками и опасности исламизации Туниса.
Нобелевская премия мира — 2015

Нобелевскую премию мира 2015 года получил Квартет Тунисского Национального диалога. Как объявил Нобелевский комитет, награда вручены «за вклад в создание плюралистической демократии в Тунисе в результате Жасминовой революции 2011 года». Мы попросили прокомментировать это событие кандидата исторических наук Сергея Серёгичева.

Вручение Нобелевской премии тунисским политическим силам в лице Квартета Национального диалога — это закономерно. Хотя так говорят почти каждый год, но в данном случае это похоже на правду.

Основная заслуга этой организации состоит в том, что им удалось по крайней мере на сегодняшний день, не допустить полномасштабного политического и гражданского конфликта в Тунисе между светскими и духовными силами. Под духовными надо понимать радикальных исламистов.

Тунис в 2010-х годах открывает собой череду Арабских революций — у них происходит Жасминовая революция. Потом на какое-то время страна выпала из поля зрения СМИ, и о ней вспоминали только в связи с жуткими терактами, но там до сих пор происходят важные процессы — попытки консолидировать общество, которое достаточно сильно расколото.

Одна из основных линий раскола проходит по культурно-традиционному вопросу. Это вопрос о роли ислама в жизни страны. После того, как Тунис обрел независимость, гражданское законодательство в стране строилась по европейскому (французскому) образцу, и в частности у исламистов были претензии к гражданскому кодексу, и к той его части, которая касалась прав женщин. Это все диссонировал с исламским укладом. Что во времена Бургибе, что после него, власти выстраивали светскую линию в политике, и политики, которые причисляли себя к религиозным силам, имели мало шансов на успех.

Почему исламисты вышли на авансцену в 2010 годах? Потому что их как и в Египте использовали в качестве молчаливого противовеса левым силам. Долгое время считалось, что главная опасность для Туниса — это левые, и с ними велась борьба, в которой с молчаливого согласия исламистам позволялось сдерживать деятельность левых. С молчаливого — так как официально деятельность исламистов была запрещена. Поэтому исламисткое подполье сохранялось, против них действовали только когда они позволяли себе террористические акции.

Комментарии
Комментарии