Как взрываются сверхновые звезды

Астрофизик Сергей Блинников о процессах в ходе эволюции звезды, гравитационной энергии и точностях современных телескопов.
Как взрываются сверхновые звезды

С какой скоростью разлетается облако газа после взрыва сверхновой? Что остается на месте взрыва? Как часто звезда переходит в Белый карлик? Когда произойдет следующий взрыв сверхновой и какие наблюдения его предсказывают? На эти и другие вопросы отвечает доктор физико-математических наук Сергей Блинников.

Как взрываются сверхновые звезды, если большинство звезд не взрываются? Есть два пути, которые с огромной степенью вероятности являются правильными, правда детали их до сих пор не выяснены. Все взрывные процессы, хоть они происходят на небе, имеют прямое отношение и к земным приложениям. Все проблемы будущего человечества — термоядерной энергии, лазерного термоядерного синтеза или других видов — изучаются в тех же лабораториях теми же учеными, что и бомбы делают. Потому что уравнения взрывных процессов — это уравнения стандартной физики, но в отличие от лабораторных условий, где мы можем что угодно нагреть, подоврать, у нас вмешивается фактор гравитации.

В звездах все регулирует гравитация. Те звезды, которые переходят в полутвердое состояние, а именно Белые карлики, в них давление перестает быть обусловлено классической идеальной плазмой, где летают классические электроны и ионы, и имеют нормальные свойства теплоемкости. Это было открыто в 20-е годы после работ Ферми и после открытия Пауля была сразу создана теория Белых карликов, и за предсказание критической массы Белых карликов в 1983 году Субраманьян Чандрасекар получил Нобелевскую премию.

Открытие он сделал в 1931 году. 52 года ждал. Чем замечательны эти звезды? Что в них давление обусловлено быстрым движением электронов вырожденных, и оно практически не зависит от температуры. Поэтому если в этой звезде, как мы понимаем они в основном состоят из углерода и кислорода, мы взорвем бомбу или астероид в нее попадет, то выделение энергии приведет к повышению температуры, но не приведет к повышению давления, то есть звезда не будет расширяться в своем радиационном поле. А если она не будет расширяться, то вся выделенная энергия ускорит термоядерную реакцию. И таким образом мы понимаем, что примерно раз в 300 лет в Галактике одна звезда переходит в Белый карлик.