Аренда авто по-советски

«Нам потребуется в 10 или 15 раз меньше машин»: как ехали к коммунизму во взятых на прокат автомобилях.
Аренда авто по-советски

На фоне многих странных и противоречивых начинаний хрущевских времен создание станций проката автомашин выглядело вполне логичным решением проблемы дефицита автомобилей. Хрущев считал прокат настолько важным делом, что положение о нем включили в Программу КПСС. Однако вместо решения проблемы возникло множество новых проблем.

В виду значительного спроса

Как свидетельствуют архивные документы, острый дефицит легковых автомобилей возник в самые первые дни существования советской власти (см. Автоконюшня особого назначения, Коммерсантъ-Власть, N41, 42, 2002 год). Новые руководители вскоре после получения назначений на высокие посты начинали настоятельно просить о выделении им крайне необходимого в их многотрудной работе автомобиля.

Ситуация не слишком изменилась и после того, как в стране началось массовое производство автомобилей, а в партийном и советском аппарате появилась негласная автомобильная табель о рангах (см. Членовоз и ныне там, Коммерсантъ-Власть, N10, 2003 год). Причем не только из-за того, что находилось немало желающих получить автомобиль попрестижнее. Аппарат год от года разрастался, и плановые, снабженческие и распределительные инстанции были завалены заявками на все новые и новые средства передвижения для ответственных товарищей.

При этом в Москве тысячи персональных автомобилей с утра до вечера стояли без движения у министерств и ведомств или обслуживали семьи руководителей — возили их жен за город и за покупками, из-за чего в центре столицы в 1950-х годах начали возникать настоящие пробки. И в 1956 году даже рассматривался вопрос о введении одностороннего движения по Садовому кольцу.

В те же годы резко вырос спрос на автомобили и у частных лиц (см. Продается не более 625 автомобилейПобедав месяц, Коммерсантъ-История, N14, 2013 год). 21 мая 1954 года Главное управление милиции докладывало министру внутренних дел СССР С. Н. Круглову:

В виду значительного спроса на легковые автомашины, а также на мотоциклы М-72 (с колясками) в специализированных магазинах Главкультторга постоянно наличествуют огромные очереди лиц, желающих приобрести автомашины. Так, в Московском специализированном магазине очередь ожидающих покупки автомашинПобедана 15 мая с. г. достигла 13 000 человек, при том положении, что в среднем продается не более 625 автомобилейПобедав месяц.

Комментарии
Комментарии