Гид по жанрам современного театра

Если представить себе, что махине современного театра дали волшебную команду «Замри!», то все ее участники и явления ненадолго распределятся по нескольким основным ячейкам — или, если угодно, полкам.
Гид по жанрам современного театра

Ходить в театр снова модно — вот уже который сезон начинается при небывалом стечении публики, вызывающем ностальгическую радость у тех, кто помнит 70-е и 80-е. Билеты раскупают, театральных режиссеров знают в лицо, о спектаклях спорят. Последний раз такой театральный бум мы переживали 30 лет назад, и, если сравнить сегодняшнюю ситуацию с той, легко обнаружить отличия: в прежние времена спектакль был скорее локальным событием, превратиться в событие глобальное ему мешали технические и логистические сложности. Театрал хорошо ориентировался в местной системе художественных ценностей, но немногое знал о театре за пределами своего города, и дело было вовсе не в одном железном занавесе. Активизация фестивальных дирекций и наступление эпохи видеозаписи и прямых интернет-трансляций сделали театр почти таким же доступным, как кино,— и обнаружили огромное разнообразие тенденций, направлений, мод. Разумеется, ни один крупный художник не принадлежит целиком и полностью одному направлению, и ни одно направление не исчерпывается несколькими именами. Но если представить себе, что махине современного театра дали волшебную команду Замри!, то все ее участники и явления ненадолго распределятся по нескольким основным ячейкам — или, если угодно, полкам. Не претендуя на полноту и объективность, Weekend предлагает свою топографию современного театра.

Режиссерский театр

Что это Отцами-основателями режиссерского театра считаются Станиславский и Макс Рейнхардт, но после них в каждом театральном поколении были свои гении. Конец XIX века превратил режиссера из разводящего мизансцены в автора постановки — в этом смысле весь театр ХХ века был режиссерским и в значительной степени остается им сейчас. Поэтому, говоря режиссерский театр, сегодня мы почти всегда имеем в виду театр как таковой. Но классический режиссерский театр — это все же тот, в котором режиссер находит первоначальный импульс в тексте. Он интерпретирует текст, разбирает, опровергает, меняет — но в любом случае зависит от него. Такой театр иногда очень далеко уходит от своего первоисточника — у Люка Персеваля Гамлета играют два актера, спрятанные в одном костюме, а текст радикально сокращен и переписан современным языком. А Люк Бонди разбирает Короля Лира или пьесы Мариво на такие микроскопические составляющие, что из зрительного зала кажется, будто все происходит как в пьесе. Но на самом деле классический режиссерский театр, хоть и основан на литературе, никогда не бывает ее двойником: вы можете считать, что это Чехов или это не Чехов — в любом случае автором спектакля остается режиссер.

_Кто это _

Михаэль Тальхаймер, Люк Бонди, Томас Остермайер, Люк Персеваль, Эймунтас Някрошюс, Алвис Херманис и многие другие

Например

Немецкий режиссер Михаэль Тальхаймер, взяв для постановки пьесу Тартюф, сохранил сюжетные коллизии Мольера, но пересобрал их в историю с очевидными чертами современности. У Тальхаймера Оргон и его домочадцы оказывались своего рода психосектой, которая буквально силой удерживала Тартюфа, потому что больше всего на свете нуждалась в фюрере. И каким бы лицемерным проходимцем ни был Тартюф в исполнении Ларса Айдингера, те, кого он обманывал,— еще гаже в своем стремлении найти кого-то сильнее себя, облепить его, получить возможность питаться его энергией. На фоне семейства зомби Тартюф выглядел существом если и не положительным, то по крайней мере живым.

Михаэль Тальхаймер: «Я боюсь авторов. Их присутствие мне скорее мешает. Мне достаточно текста».

Кто это у нас

Самый многочисленный театральный тренд. От Студии драматического искусства Сергея Женовача до Вахтанговского театра и его художественного руководителя, без пяти минут патриарха Римаса Туминаса. От Александринского театра (Валерий Фокин) до ТЮЗа (Кама Гинкас), от Воронежа (Камерный театр Михаила Бычкова) до Новосибирска (Красный факел Тимофея Кулябина).

Комментарии
Комментарии