История русской богемы

Их считали избранниками муз и отбросами общества. Они были талантливы, свободны, отвергали правила. А все потому, что они — богема.
История русской богемы

Их любили и презирали. Им завидовали и их опасались. Их считали избранниками муз и отбросами общества. Они были талантливы и свободны, они отвергали правила и условности. А все потому, что они — богема.

Французское «bohème» первоначально означало «цыганщина». В широкий обиход слово «богема» вошло с середины XIX века, когда французский писатель Анри Мюрже в своем романе «Сцены из жизни богемы» описал нищую, но свободную и веселую жизнь артистической молодежи, населявшей Латинский квартал в Париже. Именно из столицы Франции богемный образ жизни начал свое победное шествие по Европе.

В Россию «цыганский табор» богемы перекочевал только к концу XIX века. Конечно, у нас были и художники, и писатели, и поэты, и хорошенькие актрисы. Однако большинство из них были на редкость серьезные люди — радели об общем благе, шли в народ, иногда в революцию, писали, творили непременно с направлением, идеей. Легкомысленные манифесты в середине XIX века были в России не в почете.

Но вот настал день, и в конце века XIX на серьезной авансцене русского искусства появился некий молодой господин, который объявил:

Юноша бледный со взором горящим,

Ныне даю я тебе три завета:

Первый прими: не живи настоящим,

Только грядущее — область поэта.

Помни второй: никому не сочувствуй,

Сам же себя полюби беспредельно.

Третий храни: поклоняйся искусству,

Только ему, безраздумно, бесцельно.

Авторство трех новых заветов российскому юношеству принадлежало московскому поэту Валерию Брюсову, лидеру московских поэтов-символистов, или, как тогда говорили, декадентов.

«Особый воздух», особая атмосфера, которая окружала символистов, способствовала зарождению богемного сознания.

Примечательно, что для богемной личности того времени было характерно несколько черт и атрибутов.

1. Город

Прежде всего, богема не мыслила свою жизнь без города. Для существования ей не подходила деревня с традиционным жизненным укладом, с привязанностью к земле и конкретному труду. Город, тесно вплетенный в жизнь богемы, стал частью ее творчества. «Я люблю этот город вязевый, // Пусть обрюзг он и пусть одрях», — пишет Сергей Есенин в своем знаменитом стихотворении.

Комментарии
Комментарии