Человек и бактерии

О влиянии микроорганизмов на пищеварение и здоровье человека в целом.
Человек и бактерии

Хотя некогда по интернету бродили шутки, что заболевание «дисбактериоз кишечника» существует только в дурацком тупом СССР, а на Западе вот и диагноза-то такого нет, в последние два десятилетия на Западе как раз осознали, что такая штука, как дисбактериоз, не только существует, но и играет немаловажную отрицательную роль в поддержании здоровья.

Исследования о микробиоте — совокупности всех бактерий человеческого организма — начали бурно развиваться совсем недавно в связи с тем, что нашлось техническое средство эти бактерии обнаруживать. Сейчас это делают путем секвенирования (проверки ДНК бактерий), в то время как раньше это делали только методом бактериологической культуры. Метод культуры крайне несовершенен, так как далеко не все бактерии, будучи высаженными в чашку, вообще будут расти, а если будут, то конкуренция там пойдет по совсем другим законам, и обнаружить реальное соотношение бактерий будет проблематично. Поэтому когда начали секвенировать, то обнаружили целую кучу новых бактерий.

Одновременно с этим нашли, что у здоровых людей и у больных людей микробиота различается. Есть свидетельства о том, что по анализу микробиоты кишечника можно предсказать скорое развитие рака и диабета. Персадка кишечных бактерий от здорового человека к больному может весьма быстро вылечить ряд заболеваний (в частности, инфекцию Clostridium difficile, распространенную у пожилых людей, а также запоры, колиты и другие кишечные проблемы). Была предложена гипотеза, что микробиом человека функционирует как отдельный орган, нарушения в работе которого приводят к болезням и без которого мы не могли бы полноценно существовать (даже переваривать пищу). Была выдвинута хологеномная теория эволюции (про которую ничего нет в русской википедии, конечно же) — что эволюционные силы могут действовать в пределах одного организма не на организм, а на «холобион» — организм+совокупность симбиотических микроорганизмов. Эта концепция впервые была предложена при изучении кораллов, а теперь ее рассматривают и применительно к человеку.