Femme fatale: от Лилит до Лолиты

Роковые обольстительницы скрываются под разными масками: принимают обличье нечистой силы или прячутся в звериной шкуре. О том, какими бывают настоящие вамп — в статье.
Femme fatale: от Лилит до Лолиты

Алая помада, черные чулки, томный взгляд — такой видит «роковую женщину» современная поп-культура. И все же femme fatale — это куда больше, чем манера одеваться. В кино и литературе роковые обольстительницы скрываются под разными масками: порой они принимают обличье нечистой силы, бывает — прячутся в звериной шкуре, а то и вовсе оказываются маленькими невинными девочками. Мы решили разобраться, какими бывают настоящие вамп.

1. Демон

В христианской традиции принято считать, что первую женщину, Еву, Господь создал из ребра Адама. Однако в ряде древних текстов, не вошедших в библейский канон, в связи с Адамом упоминается еще одно женское имя — Лилит.

Согласно этим источникам, Ева была второй женой прародителя человеческого племени. Первый же брак Адама оказался неудачным. Вылепленная, подобно супругу, из «праха земного» Лилит никак не могла взять в толк, почему она должна подчиняться воле мужчины. А когда попытки добиться равноправия в семье провалились, эмансипированная особа бросила опостылевшего жениха вместе с его райскими кущами.

Адам, конечно, расстроился и обратился за помощью к Отцу небесному. Тот послал в погоню за Лилит трех ангелов, но они так и не смогли уломать девушку вернуться в Эдем. Свободолюбивая Лилит пустилась во все тяжкие и переквалифицировалась из людей в демоны.

В различных легендах Лилит предстает как дух ночи, пожирающий младенцев и наводящий порчу на рожениц, или как Темная Богиня, мать демонов, подруга Самаэля (больше известного под именем Сатана).

По одному из преданий, именно Лилит явилась Еве в образе Змея-искусителя и стала причиной грехопадения супругов.

Так что роман Адама и Лилит оказался для роковым не только для первого человека, но и для всего человечества.

2. Дикий зверь

Миксантропичные существа, соединяющие в себе черты женщины и зверя, часто встречаются в произведениях искусства. Греческие сирены, гарпии, Медуза Горгона, Ехидна, славянские птица Сирин и водяные девы-русалки, азиатские лисы и кошки-оборотни и многие подобные им создания населяют фольклор разных народов мира.

Несмотря на жуткий внешний вид, этим тварям легко удается околдовывать доверчивых странников. Главным оружием соблазнения часто является волшебная песня, чарующий, затуманивающий рассудок голос. Конечно, попавшегося на крючок мужчину ожидает незавидная участь. Жертвы либо сходят с ума, как в случае с Сирин, либо чаще просто погибают от лап чудовища.

Следы древних преданий обнаруживаются и в культуре нашего времени. Например, героиня фантастического триллера Жака Турнера «Люди-кошки» Ирена до смерти боится близости с мужчиной. Все дело в том, что на женщин ее рода наложено проклятие — в пылу страсти они превращаются в свирепых пантер и убивают своих возлюбленных.

В картине Канэто Синдо «Черные кошки в бамбуковых зарослях» души двух изнасилованных и зверски убитых женщин возвращаются на землю виде соблазнительных кошек-оборотней, чтобы мстить всему мужскому племени.

Не нужно быть психоаналитиком, чтобы понять природу подобных страшилок. Сексуальная энергия человека, хотя и похоронена под толстым слоем культуры, апеллирует к животной стороне его натуры. Высвободить ее — значит разбудить зверя — непредсказуемого, опасного, не знающего жалости. Словом, чем притягательнее женщина, тем больше шансов, что она обернется дикой кошкой. А от кошки добра не жди.

Кстати, в современном китайском, слово «хули-цзин» — лисица-оборотень, используется также для обозначения роковой женщины.

Комментарии
Комментарии