Роковые годы

К 30-летию Московской рок-лаборатории: воспоминания о молодости русского рока.
Роковые годы

Московская рок-лаборатория — общественная организация, созданная «по инициативе сверху», постановлением тогдашнего первого секретаря МГК КПСС Виктора Гришина, с целью контроля за концертной деятельностью московских рок-групп. Лаборатория проработала более шести лет, помогая таким коллективам, как «Чёрный обелиск», «Ария», «Бахыт-Компот», «Браво», «Бригада С», «Ва-банкъ», «Вежливый отказ», «Звуки Му», «Коррозия металла», «Крематорий», «Манго-Манго», «Монгол Шуудан», «Ногу свело!», «Э. С. Т.» и многим другим. Музыканты, журналисты и блогеры, соприкасавшиеся в те годы с Московской рок-лабораторией, вспоминают золотое время советского рока.

Музыкант Сергей Жариков о том, что участие в работе МРЛ могло заинтересовать «лишь начинающие группы»:

Я не был членом Рок-Лаборатории. Группа ДК была запрещена в 1984 году и по существу распалась. Тем не менее, я общался с руководством МРЛ в частном порядке, поскольку студия «Колокол», существовавшая тогда при ЕНМЦ, тиражировала мои записи. Мне ничего не платили, впрочем.

Членство в МРЛ могло заинтересовать лишь начинающие группы. Состоявшихся музыкантов она вряд ли могла чем привлечь. Любая группа — это предприятие. Какой бы она не была «андеграундной», инструменты и электроника стоят немалых денег, а устав рок-лаборатории запрещал коммерческую деятельность...

— Расскажите про сам процесс провождения концертов в МРЛ? Нужно ли было согласовывать стиль выступления/тексты песен? Если да, то как, и с кем, и в каком формате? Остались ли документы (литовки) подтверждающие этот процесс?

Да, литовки были обязательными. А потом ввели «тарификацию», которую кроме как издевательской не назовёшь. Тем не менее, литовали практически всё, никто особо не придирался, но ритуал был, повторяю, обязательным. Вполне возможно, у кого-то что-то осталось, но эти амулеты вряд ли кто считал ценными.

— Были ли Вы когда-либо физическим свидетелем курирования МЛР сотрудниками КГБ? Как это выглядело? Приходили ли они на концерты? Нужно ли было писать отчеты и т.д?

Кураторами рок-клубов были территориальные управления КГБ. В частности, Московская рок-лаборатория курировалась по линии УКГБ по Москве и Московской Области. Я это точно знаю, поскольку сам имел контакты с 13 Отделом 5-го Управления КГБ, но на «федеральном» уровне. Никто из этого факта секрета не делал и многие музыканты, особенно с опытом «предолимпиадной чистки» были довольны, поскольку «органы» по сути «крышевали» тему...

Комментарии
Комментарии