Мигранты и государство

Об особенностях поведения государств по отношению к иммигрантам.
Мигранты и государство

Совместно с издательством «Мысль» и фондом «Либеральная Миссия» мы публикуем отрывок из книги «Интеграция мигрантов: концепции и практики» доктора политических наук Владимира Малахова, посвященной проблематике интеграции мигрантов, которая рассматривается через призму концептуального, общественно-политического, нормативно-культурного и административного измерений.

Политика интеграции: национальные особенности или национальные модели?

Подходя к делу чисто теоретически, можно выделить несколько вариантов поведения государств по отношению к иммигрантам. Вариант первый: стремиться к скорейшему их растворению в принимающем обществе. Вариант второй: пытаться удержать мигрантов на максимально длинной дистанции от местного населения. Вариант третий: организовать публичную сферу таким образом, чтобы в ней сосуществовали различные этнокультурные сообщества (а государство выступало как инстанция, которая обеспечивает диалог между такими сообществами). Таковы три возможные модели в обращении государства с новоприбывшим населением. Надо, однако, заметить, что такой ход рассуждения сослужил дурную службу исследователям.

На протяжении полутора десятков лет социологи и политологи, занимающиеся миграционной проблематикой, привычно ведут речь о трех моделях. Это ассимиляция, сегрегация (или гастарбайтерство) и плюрализм (или мультикультурализм). Первую из этих моделей обычно иллюстрируют Францией, вторую – Германией, третью – Великобританией. Между тем к данной типологии можно предъявить немало претензий.

Во-первых, при внимательном рассмотрении обнаружится, что чистых типов в политике государств по отношению к мигрантам не существует и никогда не существовало. Лица, принимающие решения, перепробовали множество разных (лежащих в русле совершенно разных логик) мер – иногда одновременно, иногда с небольшим временным интервалом.

Комментарии
Комментарии