Что происходит с «Золотой маской»

«Золотую маску» сотрясают скандалы — уже очень скоро главная театральная премия страны может растерять свой статус.
Что происходит с «Золотой маской»

«Афиша» выяснила у театрального критика Дины Годер, что происходит с «Маской».

Вы с коллегами опубликовали заявление о создании Ассоциации театральных критиков России. Это связано с недавним скандалом в «Золотой маске»?

Ну конечно! Мы, собственно, из-за него эту ассоциацию и придумали.

Расскажите, что там у вас в «Маске» стряслось?

Когда в стране начала обостряться обстановка, вдруг оказалось, что сегодня самое модное и продвинутое искусство — это театр. Это культурное первенство все время меняется, и просто так получилось, что последние года полтора впереди всех — театр. Самые острые высказывания звучат в театре, максимальное количество скандалов — тоже в театре. Яркий пример тому, конечно, «Тангейзер». Опера никогда в жизни особо никого не интересовала, тем более в далеком сибирском городе. И вдруг из-за закрытия постановки на улицу вышли люди! Это был очень важный момент солидарности, который показал, что люди выходят не за деньги, а за свободу выражения. Нравится может разное. Но, как говорится, я с тобой не согласен и отдам жизнь за то, чтобы ты мог высказаться.

Когда стали насаждаться все эти темы патриотизма, традиционных ценностей и духовности — вдруг появилось некоторое количество людей, которые быстро переквалифицировались из критиков в готовых всем все про театр объяснять. Происходит размежевание в жизни, неизбежно происходит размежевание и в театральном цеху. И на критическом поле вдруг обозначились лагеря.

Во что это вылилось фактически?

Поначалу мы просто в кулуарах обсуждали сложившуюся ситуацию и недовольно гундели, но ничего не предпринимали. До тех пор пока Министерство культуры не сообщило, что оно уверено, что «Золотая маска» проталкивает своих отвратительных западников, которые презирают наши ценности и насаждают чуждые, — ну и прочую ахинею, которую не хочется повторять. Минкульт — один из организаторов фестиваля, поэтому он решил, раз он дает деньги, то может и музыку заказывать. Нас всех — критиков, которые все годы существования «Маски» отбирали спектакли для конкурса, — собрали в Союзе театральных деятелей. Там люди из Минкульта отчитывали нас, говорили, что у нас очень тенденциозный подход и прочее. Они ругали нас, что мы выбираем только Москву и Питер, причем самое отвратительное, а на провинцию нам всем плевать. Хотя если бы они потрудились посмотреть список номинантов и призеров «Маски» за все годы, то убедились бы, что это абсолютная неправда, — провинции у нас полно.

Комментарии
Комментарии