Александр Македонский - царь Египта

Историк Иван Ладынин о сакральной власти Александра Македонского в Египте и концепции египетского царя как владыки мира.
Александр Македонский - царь Египта

Занимаясь представлениями древних египтян о начале македонского времени в Египте и о том, что представляли собой цари македонских династий (сначала династии Аргеадов, к которой принадлежал Александр, а потом и династии Птолемеев), я пришел к выводу, что при этом нельзя обойтись без обращения к египетским представлениям о прошлом, о прошлом Египта и о том положении, которое Египет занимал в мире в целом. Здесь мы сталкиваемся с довольно необычной для древних обществ картиной. В сущности, самой древней формой осмысления своего прошлого для большинства народов мира является эпос. Эпоса в Египте нет. По-видимому, он должен был быть изначально, как и у любого другого народа древности, но, по всей вероятности, эта эпическая традиция была как-то вытеснена сначала на задний план, а потом и вообще за пределы египетского сознания усилиями царской власти, которая, судя по всему, не хотела конкурентов, не хотела нежелательного для себя сравнения с великими героями далекой эпической древности.

Понятно, что реальный земной правитель при сравнении с каким-нибудь Гильгамешем или Гераклом обязательно будет проигрывать. Стало быть, историография в Египте развивалась без какой-то подпорки в виде эпической традиции, прежде всего на основе того летописания, которое велось государством, и с обращением особого внимания на переходные эпохи в истории Египта. В этом смысле они были очень важными рубежами, которые упорядочивали египетские представления о прошлом.

Египтяне, судя по всему, очень долго помнили о катастрофе Первого переходного периода, которая завершила их историю в III тысячелетии до нашей эры. Современные ученые проводят конец египетской ранней древности, конец эпохи Нового царства, по финалу XX династии и по следующему распаду египетского государства в начале XI века до нашей эры. Египтяне поступали по-другому. Для них важнейшим рубежом была эпоха борьбы с «народами моря». Но, собственно говоря, это время конца XIII — начала XII века до нашей эры — это та же эпоха, в которой разворачивается действие гомеровских поэм, притом что гомеровские поэмы тоже обозначают рубеж, который для древних греков отделял мифоэпическое прошлое от прошлого уже исторического.

Комментарии
Комментарии