Распечатай мне будущее

Мир будущего на биеннале высоких технологий в Музее Москвы.
Распечатай мне будущее

В Музее Москвы стартует биеннале высоких технологий SMIT. Она проложит маршрут в город недалекого будущего, где полетать на скейтборде или распечатать балетки на принтере — такой же пустяк, как и доверить холодильнику покупку продуктов. В какой мере вся эта фантастика завтра имеет шанс стать реальностью, Огонек попытался выяснить у тех, кто изобретает ее сегодня.

Едва Марти Макфлай, герой многосерийного фильма Назад в будущее, отправился назад в прошлое (если кто позабыл, он залетал к нам в октябре из своего 1985 года), как эстафету у него подхватили молодые исследователи в рамках проекта Sixty Minutes in Tomorrow (60 минут в завтра). Теперь их очередь сочинять будущее для простых потребителей.

Сложность тут не в масштабе — голливудские фантазии на тему будущего задали планку и вместе с тем стерли грань между сегодня и завтра. Вероятно, поэтому в проектах тех, кто работает над переоборудованием нашего быта, легко узнаются цитаты из фильмов. Разве что вместо ботинок с автоматическими шнурками — кроссовки с навигатором, вместо летающего автомобиля — электромотоцикл, способный работать без подзарядки больше суток и разгоняться до 120 км/ч за пару секунд, а вместо погружения в 3D-фильм — прогулка в Звездную ночь Ван Гога или полет на параплане под потолком своей квартиры. Впрочем, для гурманов обещан еще балет дронов.

Можно будет также заглянуть в умный дом, где разделочная доска не позволит хозяйке отклониться от выбранного рецепта, а зеркало всегда готово дать совет насчет макияжа и поделиться последней сводкой новостей. Главное же отличие голливудских киносказок от вышеописанной научно-фантастической были в том, что некоторые из перечисленных изобретений уже буквально в шаге от широких продаж, а большинство как минимум запатентовано. Поняв, до какой степени все это удивительное рядом, Огонек накануне официального открытия биеннале встретился с авторами самых необычных изобретений в области моды завтрашнего дня.

Эстетика страха и жевательные рефлексы

Зрители придирчиво разглядывают браслет, встопорщившийся огромными шипами на тонком запястье своего создателя. Тайваньский дизайнер Дорри Хсу заглушает недоверчивый шепот у стенда, разъясняя гостям: ее первой коллекции украшений Эстетика страха доступен новый язык, который искусство освоит довольно скоро. Ведь здесь говорит все: и шероховатая текстура, и непривычная форма. Единственный инструмент, который позволяет создавать украшения сложной конструкции и в точности подгонять их под параметры будущего владельца,— это 3D-принтер. Дорри начала осваивать технологию объемной печати, когда поняла, что может рассказать с ее помощью историю личных страхов, а заодно и помочь своим клиентам избавиться от тех страхов, которые прячутся в них.

— На Тайване мы живем под таким грузом правил и традиций, что, столкнувшись с чужой культурой на улицах Лондона, я решила превратить свой испуг в фантастические образы,— рассказывает она о том, как работает ее изобретение.— Когда сразу много людей делятся своими страхами и видят в них произведение искусства, они уже перестают бояться.

Ее коллега по Лондонскому колледжу искусств кореянка Чиа-Линг Лин настроена столь же решительно. Разработчицу совершенно не смущают ни удивленные взгляды, ни сомнение в громком вопросе: Это что, серьезно можно жевать?!, которое не требует перевода. Она не готова демонстрировать изобретение (патент пока не получен), но охотно выстраивает в шеренгу стеклянные коробочки с фигурками неправильной формы.

— Печатать на принтере объекты из съедобных материалов — это настоящее будущее,— объясняет новатор и невозмутимо добавляет: — Пока в нашей лаборатории Gumlab мы смогли изобрести только 20 разновидностей жвачки.

Комментарии
Комментарии