Жертвы науки

Собака-космонавт Лайка, макака Бричес и овечка Долли: животные, которые стали жертвами научных экспериментов.
Жертвы науки

В истории мировой науки животные не раз подвергались экспериментам и опытам, многие из которых способствовали громким открытиям ученых в медицине, биологии, генетике и космосе. На животных тестировали токсичность лекарств, их отправляли в космос и клонировали. 60 лет назад, 3 ноября 1957 года, в космосе погибла собака Лайка, которая стала первым живым существом, выведенным на орбиту Земли. РИАМО вспоминает, какие животные стали жертвами научных экспериментов, и как сложилась их дальнейшая судьба.

*Собака Лайка *

Самая известная советская собака-космонавт Лайка не должна была вернуться на Землю. Техническое устройство искусственного спутника Земли с Лайкой на борту не предусматривало возращение собаки на землю, но прожить в космосе она должна была неделю, пока не закончится воздух. Для комфортного существования животного в космосе была изобретена автоматическая система подачи еды, согласно оптимальному рациону питания собаки. Умереть Лайка должна была от укола, чтобы не мучиться. Но в состоянии невесомости космический корабль сильно нагрелся, как позже выяснилось, из-за конструкторской ошибки. Из-за перегрева в ходе эксперимента Лайка погибла через несколько часов, доказав при этом, что живое существо способно пережить запуск на орбиту и невесомость. Властям СССР поступил поток возмущенных писем от западных зоозащитников.

Белка и Стрелка

Другим знаменитым советским собакам-космонавтам повезло больше — они вернулись на землю. Это были дворняги Белка и Стрелка, которых запустили в космос спустя три года после первого эксперимента с Лайкой. За эксперимент взялся известный советский конструктор Сергей Королев, который выбрал дворняг из 12 собак-претендентов.

По условиям эксперимента, в космонавты брали только самок, так как для них удобнее было организовать туалет, вес которых не более 5 кг, окрас — светлый, чтобы животных было видно на мониторе, а внешний вид — привлекательный на случай, если собак придется представлять журналистам. Изначально собак звали Маркиза и Альбина, но эти имена показались главнокомандующему ракетными войсками Митрофану Неделину иностранными, он и попросил назвать их по-русски. За сутки полета собаки преодолели расстояние в 700 тысяч километров. На Земле исследования показали, что полет вызвал у собак стресс, но спустя некоторые время они вернулись к нормальному состоянию.

После полета собаки продолжали жить в Институте авиационной и космической медицины в вольерах, став мировыми знаменитостями. О них писали в газетах, рассказывали по телевизору, снимали фильмы и мультики, изображения собак печатали на открытках, календарях и марках. Собак часто вывозили на экскурсии в детские сады и школы. Умерли собаки-космонавты в старости своей смертью. Известно, что Стрелка родила шесть щенков, трех девочек и трех мальчиков, о которых сообщила советская пресса. Белого щенка по кличке Пушок Никита Хрущев подарил супруге президента США Джона Кеннеди. Сегодня чучела звездных собак можно увидеть в Мемориальном музее космонавтики в Москве.

Шимпанзе Хэм

После успешного полета Белки и Стрелки американцы решили отправить в космос более продвинутое животное — шимпанзе, которое могло бы выполнять в космическом корабле элементарные задания — реагировать на свет и звук. Подопытным стал 18-килограммовый шимпанзе по кличке Хэм, который был запущен в космос 31 января 1961 года. Полет продолжался всего 16 минут 39 секунд, но и за это время животному пришлось помучиться. По условиям эксперимента, Хэм должен был нажимать на кнопки, которые загорались синим световым сигналом, если он этого не делал или ошибался, то получал удар электрическом током в подошвы ног. На каком-то этапе автоматика дала сбой, и Хэма стало бить током, но, к счастью, шимпанзе-астронавту удалось выжить. Как и собаки-космонавты в СССР, Хэм стал героем в США. Про него снимали фильмы, писали СМИ, он участвовал во многих ТВ-шоу. Шимпанзе удалось прожить до 26 лет в зоопарке, сначала в Вашингтоне, затем в Северной Каролине.