Что именно не знать

В 1975 году Главное управление по охране государственных тайн в печати подготовило документ о запрещенных к изданию произведениях.
Что именно не знать

Когда на протяжении длительного времени изучаешь архивные документы ЦК КПСС, не можешь не удивляться тому, какую огромную, поистине титаническую работу проделывала советская цензура. От ее внимания не ускользала ни одна газета или даже брошюра, посвященная самым узким специальным техническим вопросам. Цензоры изучали все иностранные издания, легально и нелегально попадавшие в СССР. Они анализировали содержание иностранных радиопередач и давали рекомендации о том, какие из зарубежных радиоголосов следует глушить особенно тщательно.

После того как доклады цензуры были рассекречены, сложилось мнение, что сотрудники и руководители Главного управления по охране государственных тайн в печати при Совете Министров СССР, Главлита, преследовали и запрещали главным образом конкретных авторов за их антисоветские произведения. И что в СССР были литераторы, никогда не испытывавшие давления цензуры.

Однако подобное представление не вполне соответствует истине. Претензии к произведениям тех писателей, которые много издавались, возникали не реже, чем к текстам начинающих или не привечаемых властью авторов. Цензоров, по существу, заботило только одно — народ не должен был знать о том, насколько плохо идут дела в стране. А вот из чьих романов, повестей или статей гражданин мог сделать неприятные для власти выводы, имело отнюдь не первостепенное значение.

В 1975 году в ходе подготовки к большому совещанию с руководящими работниками печати отдел пропаганды ЦК КПСС предложил начальнику Главлита П. К. Романову подготовить отчет о замечаниях по идейному содержанию произведений печати, возникших в органах цензуры за последние годы. И из подготовленной в результате объемной справки видно, что Главлит считал совершенно недопустимым обобщающие выводы. К примеру, в разделе о деятельности издательства Современник рассказывалось:

В 1974 году в печать была подготовлена повесть Г. НиколаеваПлеть о двух концах, в которой акцент делался на описании тяжелой,бестолковойсистемы труда на крупной стройке, где из-за вопиющей бесхозяйственности пьют, авралят и днем и ночью.

Мало того, автор от описания проблем отдельно взятой стройки перешел к рассуждениям о ситуации в экономике в целом:

Планирование, осуществляемоесверху, нереально, противоречит действительным возможностям, заставляет людей идти на заведомый брак во имя ложных показателей, длярапорта"".

И что еще хуже, проблемам придавалась эмоциональная окраска:

Главный герой повести безуспешно пытается бороться против укоренившихся, поощряемых свыше беспорядков, однако стихийная вспышка протеста героя кончается его трагической смертью.

О результате исправления ошибочной позиции автора в справке Главлита говорилось: Повесть переработана.

Комментарии
Комментарии