Музыка холода: от Генри Пёрселла до Linkin Park

Граница между массовой и элитарной культурой не столь четкая, как принято думать.
Музыка холода: от Генри Пёрселла до Linkin Park

Граница между массовой и элитарной культурой не столь четкая, как принято думать. Является ли, например, образчиком элитарной культуры 40-я симфония Моцарта, чья тема была в свое время одним из популярнейших рингтонов? Скорее нет, чем да. И наоборот: трудно навесить, скажем, на сериал «Игра престолов» ярлык культуры массовой. Но существуют произведения, созданные настолько традиционно, что это, как ни странно, исключает их из традиции. Недавняя диснеевская полнометражка «Холодное сердце» — сверхстандартный мюзикл, построенный таким образом, что стандарт здесь заменяет смысл. При этом тема зимы, затронутая мультфильмом, разработана в музыке со всей возможной оригинальностью и разнообразием, поэтому стоит рассмотреть ее в контексте музыкальной истории.

Начнем, пожалуй, с барокко: именно тогда окончательно оформился интерес музыкантов к изобразительным возможностям их искусства. Впрочем, стоит отметить, что на тот момент изобразительности куда больше было в жанровых и характеристических пьесах (таких, как «Курица» Рамо), а там, где затрагивался важный для эпохи пейзажный мотив, композиторы скорее старались ухватить мимолетное переживание, связанное с пейзажем, чем запечатлеть его с помощью музыкальной колористики.

Элегическая ария Зимы из оперы Генри Перселла «Королева Фей» построена на нисходящих хроматизмах: такого рода движение, по мнению Б.Л. Яворского, в музыке барокко описывает тихую и глубокую печаль, полную достоинства. Ритмическая структура арии основана на сарабанде (медленном траурном танце).

Однако, непохоже, что Перселл подразумевает здесь нечто трагическое: вероятно, музыка передает только лишь сосредоточенное и последовательное размышление; с другой стороны, если связать напрямую музыкальное и поэтическое содержание арии, можно предположить, что композитор описывает холодное оцепенение и недвижность зимней природы.

Нельзя не отметить, что Стингу прекрасно удается передать замысел Перселла (настолько прекрасно, что мало кто из аудитории Стинга знает о происхождении этой музыки). Вообще, иногда кажется, что Стинг может заставить жить любую музыку, и неважно, в каком стиле и как давно она была написана.

Комментарии
Комментарии