Как запрещали пьесу Демьяна Бедного

В ноябре 1936 года писатель, к радости коллег, оказался в опале из-за такого вроде бы достойного большевика дела, как издевательское изображение Крещения Руси.
Как запрещали пьесу Демьяна Бедного

Старый большевик, соратник Сталина и первый пролетарский поэт Демьян Бедный явно не из тех авторов, чьи имена всплывают первыми при разговоре о литературных преследованиях. Однако в ноябре 1936 года он, к радости коллег, оказался в опале из-за такого вроде бы достойного большевика дела, как издевательское изображение Крещения Руси. Спектакль по пьесе Богатыри был снят с репертуара Камерного театра, а сам Бедный подвергся жесткой критике. Его перестали печатать, а в 1938 году даже исключили из партии и Союза писателей. После начала войны Сталин простил поэта, чьей главной чертой была, по его собственному выражению, биографическая нежность по отношению к вождю. Но на прежние высоты в иерархии советских писателей Демьян Бедный так никогда и не вернулся.

Из постановления политбюро ЦК ВКП(б) о запрете пьесы Демьяна Бедного Богатыри
14 ноября 1936 года

Утвердить следующий проект постановления Комитета по делам искусств: Ввиду того, что опера-фарс Демьяна Бедного, поставленная под руководством А.Я. Таирова в Камерном театре с использованием музыки Бородина, а) является попыткой возвеличения разбойников Киевской Руси как положительный революционный элемент, что противоречит истории и насквозь фальшиво по своей политической тенденции; б) огульно чернит богатырей русского былинного эпоса, в то время как главнейшие из богатырей являются в народном представлении носителями героических черт русского народа; в) дает антиисторическое и издевательское изображение крещения Руси, являвшегося в действительности положительным этапом в истории русского народа.
<…>
Комитет по делам искусств при СНК Союза ССР постановляет: 1) Пьесу Богатыри с репертуара снять как чуждую советскому искусству. 2) Предложить т. Керженцеву написать статью в Правде в духе настоящего решения.

Из статьи Платона Керженцева Фальсификация народного прошлого
Правда, 15 ноября 1936 года

Пьеса Демьяна Бедного является искажением истории, образцом не только антимарксистского, но просто легкомысленного отношения к истории, оплевыванием народного прошлого. Ведь и раньше как-то Демьян Бедный называл русскую историю гнилой. О богатырях вспоминал лишь по богатырскому храпу, писал о русской культуре, что Российская старая горе-культура — дура, и изображал русский народ дрыхнущим на печи. Печальная отрыжка этих вывихов, чуждых большевикам и просто советским поэтам, сказалась и в этой пьесе.

Комментарии
Комментарии