Распределенная электростанция

Экономист Владимир Сидорович – о том, как не опоздать к технологической революции в энергетике.
Распределенная электростанция

В 2014 г. жители баварского поселка с труднопроизносимым названием Вильдпольдсрид, население 2500 человек, заработали 4,7 млн евро на продаже электроэнергии, произведенной на основе возобновляемых источников.

Этот приработок крестьян, издавна занятых животноводством, символизирует наступление новой эры мировой энергетики. На такую сумму сократилась выручка крупных генерирующих компаний. Если помножить ее на сотни подобных поселений, мы разглядим образ энергетики будущего. Большинство крупных энергетических предприятий перестанут существовать в нынешнем виде. Производство электроэнергии будет осуществляться потребителями или их объединениями на месте. Углеводородное сырье потеряет свое значение.

Сегодня мало кто сомневается, что энергетика стремительно наступающего будущего будет иметь распределенный характер. Миллионы производителей электроэнергии, являющихся по совместительству потребителями и объединенных друг с другом умными сетями, станут крупной генерирующей силой. Счет на эти миллионы пошел уже сейчас. В Германии и Австралии насчитывается примерно по 1,5 млн малых (размещенных на крышах) солнечных электростанций, в США – 645 000, в том числе более 250 000 – в Калифорнии. Распределенной генерации отводится ключевая роль в развитии возобновляемых источников энергии (ВИЭ) Китая и Индии. Ее доля в энергетике будет зависеть от климатических условий соответствующей местности, доступности технологий и, разумеется, правил регулирования на национальном/региональном уровне.

Исследователи американского Rocky Mountain Institute прогнозируют на основе созданной для северо-востока США модели, что годовой объем реализации электроэнергии крупными операторами региона уже к 2030 г. сократится на 50–60% вследствие развития распределенной генерации.

Что делать энергетическим гигантам в такой ситуации? «Когда дуют ветры перемен, одни строят стены, другие – ветряные мельницы», говорят в Китае. Энергетический бизнес может выбрать две базовые стратегии: 1) препятствовать, 2) пытаться «поймать волну» или даже возглавить процесс, который невозможно остановить.

Комментарии
Комментарии