Город в философии нуара

Жизнь героев нуара проходит в индустриальных пространствах.
Город в философии нуара

Город, его смысловая и визуальная составляющие в нуаре становятся воплощением двух традиционных для искусства и философии идей. Первая — идея среды, социума, которые формируют индивида. Всякий герой и всякое место здесь — это ставшее, то, что несет в себе прошлое как исток своей самости. Вторая — идея объективности зла, его реальности, способной въедаться в вещи и явления мира.

Сложные связки этих идей с образом города можно найти едва ли не в античности и Возрождении, хотя в нуар они приходят через экспрессионизм от символистов и декадентов fin de siecle. Впрочем, в истоках его мрачного урбанизма следует также упомянуть американскую сельскую готику и всех урбанистов от модерна (от Золя и Бодлера и до Джойса и конструктивизма).

Визуально город для нуара — это некоторый аналог моральной амбивалентности. Типичный film noir cityscape — это одновременно небо и гнетущие стены, дома, асфальт, одновременно ночь и множество огней, одновременно туман, облака и контрастные силуэты или рельефы кирпичных стен, одновременно пустынные улицы и толпа или напряженные фигуры людей, одновременно узнаваемость и странность (необычная тень, труп на мостовой, символичная надпись на стене или вывеске, роскошная машина в порту или нищем квартале). Собственно особая любовь к мотиву воды, я думаю, объясняется не только фрейдистскими реминисценциями, но и визуальной пластичностью воды: дождь, лужи, гладь воды, мокрые стены при работе с освещением и углом съемки могут создавать эффект тьмы и блеска, контраста и мутной пелены (дождь).

Заимствованные у экспрессионистов косые и вертикальные линии в кадре и полумрак тоже в некотором смысле намекают на город.

Город классического film noir с осыпанными огнями высотками Чикаго и Лос-Анджелеса прямо противопоставлен традиционной одноэтажной Америке, получившей визуальное воплощение в фильмах Гриффита и Форда (там в кадре преобладают горизонтали).

Комментарии
Комментарии