Где эта улица, где этот дом

Искусствовед нашел улицу со знаменитой картины Яна Вермеера.
Где эта улица, где этот дом

«Уличка», «Маленькая улица», «Вид на дома в Дельфте» — так называют одну и ту же картину великого голландского художника XVII века Яна Вермеера. Все его наследие составляет 35 картин, из которых только две — пейзажи. Один из них — «Уличка», второй — «Вид Дельфта». Изображенные в «Уличке» дома уже полтора столетия завораживают зрителей и исследователей. Последние потратили немало сил, чтобы выяснить, где располагались эти два здания, но договориться не смогли: в каждом каталоге будет сказано, что улица — плод фантазии художника, а не зарисовка с натуры. Однако профессор Амстердамского университета Франс Грейзенхаут (Frans Grijzenhout) нашел это место и настолько убедительно обосновал свою точку зрения, что главный музей Нидерландов — Рейксмюсеум — 20 ноября 2015 года открыл специальную выставку, посвященную «Уличке».

Михаил Владимирович Алпатов, крупнейший советский искусствовед, посвятил «Уличке» несколько по-настоящему страстных страниц. Это — замечательное чтение, и нельзя не процитировать хотя бы несколько строк из него:

«Для обитателей города небо служит главным средством общения с природой. На дворе стоит серый летний день, когда погода ежеминутно меняется, каждую минуту готов заморосить дождь, каждое следующее мгновение может выглянуть солнце. В такие дни можно сказать, что небо хмурится и светлеет, как живое лицо.

Глядя на него, легко забыть о серых буднях. В „Уличке“ сквозит тот строй переживаний, который в художнике родило сочетание кусочка неба, крыш и стен. Стремление к объединению разнородных мотивов определяет весь замысел картины. С одной стороны, ровный жизненный распорядок, с другой — капризные случайности погоды; неподвижность архитектурных форм и движение проносящихся облаков; разумная целесообразность человеческой жизни и та невыразимая словами жизнь природы, которая в поэтической натуре рождает лирическое волнение».

В очерке Алпатова говорится, что художник написал свой собственный дом в Дельфте. Эта точка зрения была высказана еще в XIX веке, но впоследствии искусствоведы от нее отказались. И все же исследователям было трудно удержаться от мысли, что Вермеер ничего не выдумывал и изобразил хорошо знакомое ему место».

Комментарии
Комментарии