История казанского трамвая

Рассказывает краевед и журналист Лев Жаржевский.
История казанского трамвая

Казань середины XIX века: самый большой тогда волжский город стоит в нескольких верстах от ее берегов. Появляются пристани первых пароходных компаний и надежная связь пристаней, Архангельской и Пороховой слобод с городом становится все более настоятельной — ведь по весне связь с городом прекращалась на недели.

Первым шагом в изменении ситуации стала постройка Адмиралтейской дамбы, вторым — учреждение в 1854 году дилижансного сообщения Толчок — Волжские пристани. «...Сообщение между казанско-волжской пристанью и Казанью... — посредством омнибусов... 4 дилижанса (омнибуса), крытых и удобных для помещения в каждом из них 12 пассажиров... В экипажи эти, снабженные кондукторами, будут впрягаться в дышло по 2, а в случае надобности, по 4 лошади... Каждодневно через слободу... до гостиного двора, через каждые полчаса с 8 утра до 10 вечера... с взиманием... по 10 коп. серебром в один конец» — писалось в «Казанских губернских ведомостях» за 25 января 1854 года.

Так в Казани появился первый общественный транспорт. Четыре года спустя та же газета писала о том, что пароходная компания «Кавказ и Меркурий» организовала сообщение между пристанями и городом посредством «великолепной выделки и весьма спокойных дилижансов в 6 рослых красивых лошадей на двенадцать лиц каждой». Для перевозки клади использовались большие телеги с тройкой лошадей. За место в дилижансе брали 50 копеек серебром при четырех пудах клади бесплатно. Дело это, правда, через год заглохло, став невыгодным для владельца.

Комментарии
Комментарии