«Путешествуй, гипохондрик!»

Русские туристы рубежа XIX-ХХ веков в восприятии современников.
«Путешествуй, гипохондрик!»

Путешествие питательно для духа и сердца нашего. Путешествуй, гипохондрик, чтобы исцелиться от своей гипохондрии! Путешествуй, мизантроп, чтобы полюбить человечество! Путешествуй, кто только может! - писал автор знаменитых Писем русского путешественника. Однако поездки русских подданных по собственному желанию с познавательной или развлекательной целью долгое время оставались доступными для весьма ограниченного круга лиц. Только реформы Александра II, появление и строительство железных дорог, рост городов постепенно привели к демократизации путешествий и тем самым способствовали появлению туризма, а вместе с ним и нового типа путешественников - туристов, отличавшихся по своему происхождению, составу и количеству от совершавших поездки в предыдущий период.

С увеличением числа лиц, совершавших разнообразные поездки, появились новые термины. В конце XIX в. основными стали такие слова, как путешественник, турист, экскурсант. Путешествие, обозначая поездки в целом, приобретало все более научное значение. Совершающий путешествие человек, как правило, являлся специалистом в определенной области и преследовал некую научную или исследовательскую цель. Например, П. Крушеван в предисловии к своим путевым заметкам особенно подчеркивал, что он не претендует на строгое исследование специалиста-путешественника и рассказывал именно о поездке. Подобная оппозиция понятий путешественник и турист была характерна и для более ранних периодов, так, один из ее героев в 1848 г. обозначал себя простым туристом, противопоставляя это определению образованный путешественник. Терминологическое отличие русского экскурсанта от путешественника и туриста состояло, как правило, в том, что он принимал участие в экскурсии - т.е. его поездка была организована кем-то, а не им самим, что сближает экскурсантов рубежа XIX-ХХ вв. с туристами в наше время. Основной в экскурсионных поездках была образовательная составляющая, что во многом связано с тем, что экскурсионное движение в России зародилось в учебных заведениях.

Комментарии
Комментарии