«Сом»: как русская подлодка затонула в Швеции

Еще свежи в памяти события осени 2014 года, когда шведский ВМФ развернул охоту на неопознанную — как заявлялось, российскую — субмарину, скрытно действовавшую в водах страны. Неужели это еще одна? Или та самая?
«Сом»: как русская подлодка затонула в Швеции

Выяснилось все быстро: на глубине 87 м действительно лежали останки российской подлодки, но затонувшей еще 99 лет назад. На боку отчетливо читалось: «СОМЪ».

1905 Японское море

29 апреля, находясь в боевом патрулировании в 70 милях южнее Владивостока, моряки заметили пару двухтрубных японских миноносцев. Капитан «Сома» князь Владимир Трубецкой отдал команду на погружение и выход в атаку. Однако заметили опасность и сигнальщики японцев. Корабли развернулись и быстро набрали полный ход, и когда подлодка поднялась «под перископ», находились уже вне ее досягаемости. И хотя схватка не состоялась, встреча оказалась запоминающейся: по данным историка флота Эдуарда Игнатьева, это было первое столкновение русской субмарины с реальным противником.

1873−1901 Лимерик — Нью-Йорк

Новорожденный «Сом» носил имя «Фултон», в честь конструктора, который еще в 1800 году создал одну из первых работающих моделей подводных лодок. На его «Наутилусе» впервые использовались горизонтальные рули и гребной винт, имелся запас сжатого воздуха и даже раздельные двигатели для надводного и подводного хода.

Одним из последователей Роберта Фултона оказался бежавший в США ирландский националист Джон Холланд. Судя по всему, он знал всего две страсти — любовь к механике и ненависть к англичанам, и после впечатляющих известий о первых опытах боевого применения подлодок они слились в одну. В субмаринах Холланд увидел средство разгромить непобедимый «Гранд-Флит». Земляки Холланда быстро оценили эту возможность, и «Братство фениев» стало спонсором его первых разработок. При их поддержке инженер одну за другой создал несколько моделей, экспериментируя с конструкциями и двигателями. Но главная находка случилась в 1881 году, когда Холланд разместил на подлодке аппарат для метания мин, прообраз торпедных аппаратов всех последующих поколений. И если над первой моделью Холланда еще подшучивали, дескать, «один чудак из Лимерика построил себе плавучий гроб», то оснащенная тремя торпедами «Холланд-6» уже была принята на службу ВМФ США.

Комментарии
Комментарии