Что возбуждает ученых

Нейрофизиологи доказали, что мыслительная активность ученого отличается от работы мозга обычного человека.
Что возбуждает ученых

Нейрофизиологи впервые экспериментально доказали, что мыслительная активность ученого физиологически отличается от работы мозга обычного человека. Разница — в мотивации: нормальный человек стремится больше заработать, а ученый хочет получить максимум публикаций в престижных научных журналах. Как к этому выводу пришли исследователи, изучившие мозг своих коллег, рассказывает «Лента.ру».

Опыты ученых над учеными

Со времен собаки Павлова нейрофизиология ушла в своих методах далеко вперед, однако мозговая активность человека по-прежнему описывается на языке понятий, которым как минимум сто лет: «стимул», «реакция», «мотив», «условный рефлекс», «позитивное подкрепление». Исследования, в целях которых обычно эксплуатируются собаки и обезьяны, а в крайнем случае — голодные студенты, вышли на новый уровень.

Нейрофизиологи, образно говоря, решились заглянуть внутрь своей собственной головы. Их заинтересовал вопрос, что заставляет ученых посвящать себя деятельности, которая не гарантирует ни богатства, ни популярности, ни даже значимых открытий?

В социальных науках поведение людей принято описывать через теорию «экономического человека» (Homo economicus), главный постулат которой состоит в том, что все стремятся извлечь максимальную пользу из того, что у них есть. Как потребители — гонятся за самыми выгодными предложениями; как производители — стремятся повысить прибыль насколько возможно. Главным побуждением деятельности человека, согласно этой теории, становится получение денег, которые обеспечивают его свободу, безопасность и независимость.

Однако природа научного производства и потребления отличается от той, что существует в повседневной жизни. О результатах творчества ученого судят по количеству опубликованных им работ в научных журналах, что в некотором роде определяет «полезность» его деятельности и влияние на научное сообщество. Насколько популярен, а следовательно влиятелен тот или иной журнал, определяет индекс влиятельности научного издания (импакт-фактор, ИФ), то есть количество ссылок — упоминаний данного журнала в других научных изданиях.

Комментарии
Комментарии