Принцип выбраковки

Как начиналась образовательная реформа в позднем СССР и к чему она привела.
Принцип выбраковки

Проект «Последние 30», который исследует феномен «постсоветского» и пишет об изменениях, произошедших в российском обществе за последние 30 лет, одну из своих глав посвятил переменам в образовательной системе. Одним из материалов главы «Образование» стал текст корреспондента «Коммерсанта» Александра Черных, который побеседовал с теми, кто три десятка лет назад начинал образовательную реформу.

Герои текста Александра Черныха — заведующий кафедрой психологии личности МГУ имени М. В. Ломоносова Александр Асмолов, научный руководитель Института проблем образовательной политики «Эврика» Александр Адамский и ректор Московского городского педагогического университета Игорь Реморенко.

Фразу «cоветское образование было лучшим в мире» повторяют так часто, что она давно превратилась в аксиому, не требующую доказательств. И депутаты Госдумы, и обычные граждане свято уверены, что советские дети учились гораздо лучше своих сверстников из западных стран, получали в школе намного больше знаний, ну и в целом были куда умнее юных европейцев и американцев. После этой фразы принято вздыхать о том, что Горбачев такую страну развалил, а вместе с ней и школу погубил; потом недобрым словом поминаются ЕГЭ, министр Андрей Фурсенко, реформаторы из ВШЭ и мини-юбки у старшеклассниц. Ну а в конце обязательно делается вывод — пора вернуться к советской системе образования, потому что весь мир якобы на нее перешел.

На самом деле, власти СССР сами начали реформу советской школы, причем приступили к этому процессу еще до Перестройки. В 1970-х английский ученый Филипп Кумбс выпустил монографию «Кризис образования в современном мире», где впервые были перечислены все те проблемы, о которых до сих пор говорят на каждой педагогической конференции в мире. «Кумбс писал, что ко второй половине XX века объем накопленных человечеством знаний стал таким большим, что за время обучения в школе ребенок просто не успевает его переработать. Более того, за 9-10 школьных лет часть знаний устаревает. И одновременно появляется много нового, о чем в учебниках еще не написано, — пересказывает книгу Игорь Реморенко. — И Кумбс сделал вполне логичный вывод: бессмысленно закачивать в ребенка весь объем знаний.

Комментарии
Комментарии