«Каждый фильм — исповедь». Памяти Эльдара Рязанова

Ушел из жизни Эльдар Рязанов, подаривший нам «Иронию судьбы», «Гусарскую балладу», «Берегись автомобиля» и ещё десятки любимых фильмов.
«Каждый фильм — исповедь». Памяти Эльдара Рязанова

В ночь на 30 ноября в одной из московских больниц на 89-м году жизни скончался кинорежиссер, народный артист СССР Эльдар Рязанов.

В течение последнего года Рязанов чувствовал себя неважно. 21 ноября режиссера госпитализировали из-за одышки, его состояние врачи оценивали как тяжелое, а в воскресенье, 29 ноября, Рязанов был подключен к аппарату искусственной вентиляции легких. В ночь на понедельник Рязанов скончался от острой легочной и сердечной недостаточности.

О дате и месте прощания и похорон пока не сообщалось.

В детстве мечтавший о морских плаваниях Рязанов свой путь в кино начал тоже с путешествий.

Он много ездил по стране. Первыми работами начинающего режиссера — выпускника вгиковской мастерской Григория Козинцева — были документальные картины «Недалеко от Краснодара», «Дорога имени Октября» и «Остров Сахалин». Так продолжалось до тех пор, пока Эльдар Александрович не принял участие в постановке «Весенних голосов» — первого советского фильма-ревю, вышедшего на широкий экран. Эта картина 1955 года и по сей день может поразить неподготовленного зрителя визионерским азартом молодого постановщика. И нет ничего удивительного в том, что вскоре за Рязанова взялся руководитель «Мосфильма» Иван Пырьев, едва ли не силой уговоривший Эльдара Александровича заняться кинокомедией.

Первой работой в этом направлении стала «Карнавальная ночь» — моментально разлетевшийся на цитаты шедевр, сделавший звезд из Людмилы Гурченко и Юрия Белова, подаривший песни, которые и по сей день звучат в Новый год.

Дальнейшая творческая судьба Рязанова известна всякому жителю России, который уже окончил среднюю школу.

«Почему у людей не должен сохраняться интерес к смешному? Мне он не кажется старомодным — все зависит от того, как это сделано. К тому же из любого водевиля можно сделать мюзикл», — спрашивал Рязанов в одном интервью, и вопрос этот был в принципе риторическим.

Но для самого режиссера он был, что называется, наболевшим. Почти каждый свой фильм Рязанову приходилось пробивать, доказывая чиновникам и партийным руководителям, что иногда надо и просто смеяться.

Уже «Карнавальная ночь» еще до выхода удостоилась критического разгрома и едва не была остановлена. Лег на полку «Человек ниоткуда» — свое мнение об этой картине всесильный идеолог Михаил Суслов составил исключительно по афише, что не помешало ему обрушиться на фильм в речи на очередном съезде КПСС.

Читайте далее: «Газета.Ру»

Его комедии — это простые и понятные истории, созданные с подлинным вкусом и деликатностью, присущей мастеру. Не менее интересна и биография замечательного режиссера, считавшего, что «юмор — это отмычка, открывающая все двери».

Романтика голодных лет

Эльдар Рязанов родился 18 ноября 1927 года в Самаре. Детство его никак нельзя назвать беззаботным — страшные военные годы приучили Рязанова ценить каждый момент жизни и быть благодарным даже за кусок чёрного хлеба, который выдавался по карточкам.

Одной из главных его радостей стало чтение. Рязанов научился читать в три года и с тех пор не мог оторваться от волшебного мира литературы. В третьем классе будущий режиссёр подделал школьную справку, чтобы получить в библиотеке книги, предназначавшиеся пятиклассникам, а в восьмом уже был твёрдо уверен, что станет писателем.

«Писатель должен знать жизнь — это я усвоил крепко, — писал он впоследствии. — А я её совершенно не знал. Мое тогдашнее бытие не представляло интереса — так я считал в то военное время. Длиннющие многочасовые очереди за иждивенческой нормой чёрного хлеба по карточкам; трудный быт эвакуации; прозябание в холодном бараке, где приходилось растапливать печку кусками резиновых шин, брошенных на свалке; охота на гигантских, полуметровых крыс, шныряющих по бараку; умение готовить обед почти что из ничего; наука нянчить младшего брата — всё это было буднями, прозой. А уж если писать, то о сильных характерах, экзотических далёких странах, о небывалых приключениях, больших страстях».

Так думал Рязанов, задумавший окончить десятый класс экстерном и отправиться в большое путешествие, подобно своему кумиру Мартину Идену. Одиннадцать трудных экзаменов — и вожделенный аттестат оказался в его руках.

Читайте далее: «Аргументы и Факты»

Рязанов стал лицом российского и советского кинематографа, в киноискусстве режиссеру не было равных.

«Карнавальная ночь», 1956

Удивительным образом попавший на советские телеэкраны фильм произвёл настоящий фурор, завоевав всесоюзное признание. Такой поворот был более чем неожиданным — мало того, что картину создал никому неизвестный документалист, к тому же сын политзаключённого, Рязанову удалось воплотить на экране самые смелые мечты любого советского режиссёра. Никакого страха цензуры, никакой боязни больше никогда не выступить в роли кинорежиссёра: по советским меркам «Карнавальная ночь» — верх смелости, а Рязанов — необыкновенный счастливчик, которого по необъяснимой причине миновали «ужасы инквизиции».

Впрочем, сказать, что всё прошло гладко, нельзя, но, в конце концов, какие картины, кроме патриотических вызывали в советскую эпоху восторг у верхов? Когда работа была практически завершена и представлена на суд худсовета, важные чиновники и представители творческого цеха были единодушны: картину следует закончить только потому, что в противном случае будет жаль потраченных на неё денег. «Закончить и забыть, как о страшном сне» — вот окончательный вердикт, который был вынесен дебютанту Рязанову. Однако премьерный показ всё-таки состоялся и…покорил весь Советский союз, только за полгода картину посмотрело больше 50 миллионов зрителей! «Карнавальная ночь» и сегодня по праву может считаться шедевром кинематографа. Лёгкий, смешной, прозрачный как слеза и в то же время с уникальным подтекстом фильм, который создаёт неповторимое, то самое, такое по-детски новогоднее настроение.

«Зигзаг удачи», 1968

Ещё одна комедия Рязанова, которая несколько меркнет в сравнении с «Карнавальной ночью», однако ничем не уступает предыдущему фильму по силе магического воздействия. Прекрасный Евгений Леонов, молодой, удивительный, счастливый, таким зритель видел его нечасто. «Зигзаг удачи», пожалуй, лучший пример комедии как она есть — по всем классическим канонам. Фотограф мечтает о дорогой камере, выигрывает лотерею и.. Абсолютно не по-советски решает присвоить выигрыш себе. Но, в отличие от счастливого обладателя кругленькой суммы, коллеги вовсе не рады такому «зигзагу удачи».

Читайте далее: Marie Claire

Режиссера Эльдара Рязанова боялись все. Чиновники от кино, сценаристы, операторы, актеры и помощники. Лия Ахеджакова даже признавалась, что на съемочной площадке у Рязанова бывали даже приступы бешенства. И лишь его семья знала, что на самом деле за обличием сильного и строгого режиссера скрывалась легкоранимая, добродушная натура. Многие актеры, которым довелось поработать с великим режиссером, признавались, что, поработав с Эльдаром Александровичем, становились его рьяными поклонниками.

Среди таковых — Олег Басилашвили, Алиса Френдлих, Андрей Мягков, Людмила Гурченко, Светлана Немоляева, Ольга Волкова. АиФ.ru в своей галерее вспоминает, как Эльдар Рязанов работал на съемочной площадке.

Эльдар Рязанов (справа) и актриса Татьяна Шмыга слева на съемках фильма «Гусарская баллада». 1962 год.

Эльдар Рязанов на съемках советско-итальянского фильма «Приключение итальянцев в России». 1973 год.

На съемках фильма «Ирония судьбы или С легким паром». 1975 год.

Эльдар Рязанов на съемках фильма «Служебный роман». 1977 год.

Читайте далее: «Аргументы и Факты»

Рязанов остался не только в своих многочисленных фильмах, но и в цитатах о любви, своих пристрастиях в жизни, жене, кинематографе и национальной русской идее.

«Человек должен оставаться самим собой всегда и делать то, что он считает нужным. Я много раз входил в моду, выходил из нее, но никогда не делал ничего для того, чтобы быть модным. Иногда я был модным, иногда не был модным, потом опять становился модным. Каждый человек должен выражать себя, если ему есть, чего выражать».

О пристрастиях в еде и нелюбви к бане

«В баню я не хожу, я только фильм про это снимал. Меня в детстве как-то затащили в парную, я там потерял сознание. После этого в баню я не хожу, предпочитаю душ. Я люблю плавать, читать, гулять и, к сожалению, люблю есть».

«Когда с первого января 1948 года отменили карточки, я начал есть и не могу остановиться до сих пор. Я люблю практически все. Я бы сказал, я не гурман, я обжора! Не люблю я два блюда: вареный — жареный лук (а сырой очень люблю), и молочную пенку. Остальные блюда практически все любимые, если хорошо приготовлены, конечно».

«Когда я снимал в Костроме «Жестокий романс», мы жили в гостинице, где кроме отвратительного винегрета, ничего не было. И я принялся его улучшать. Сначала я туда добавил крутые яйца, потом яблоки, потом сыр, нарезанный кусочками, потом грецкие орехи, а потом — все, что можно было туда впихнуть. Но, самое главное, я заменил заправку, я не заправлял постным маслом, а заправлял своим соусом, который сам придумал. Соус состоит из следующих ингредиентов: сметана, выжать пол-лимона обязательно, потом поперчить, и немножко сахарного песочка, если есть горчичный соус, можно добавить его, или немножко горчицы, неплохо еще туда бросить столовую ложку майонеза, даже крошечную ложечку хрена. Все перемешать и залить то, что вы нарезали.

Основа винегрета: свекла, картошка, морковь, соленые огурцы, квашеная капуста, зеленый горошек. Перемешивается с соусом и дальше — это шикарное блюдо, которое я люблю больше всего на свете!».

Читайте далее: rb.ru

Комментарии
Комментарии