Что прячется под картинами великих мастеров

Вслед за «Черным квадратом» второе дно обнаружили у «Джоконды».
Что прячется под картинами великих мастеров

Скрытые работы под картинами великих мастеров довольно известная тема: два года назад лондонская Национальная портретная галерея даже устроила на нее отдельную выставку. Поводом стало открытие как минимум под двумя тюдорскими портретами из их коллекции картин религиозного содержания. Знаменитый национальный музей Прадо запустил целое приложение, которое позволяет увидеть разные слои картин и проследить, как продвигалась работа мастера — нос фрейлины на «Менинах» стал значительно меньше, а на ранних этапах работы над «Снятием с креста» Рогира ван дер Вейдена один из персонажей плакал, у другого был порез на горле — эти детали впоследствии исчезли.

«Джоконда» Леонардо да Винчи

Главная сенсация в мире искусства последних дней: Мона Лиза на самом деле может оказаться другой, неизвестной женщиной: под знаменитой картиной ученый Паскаль Котт при помощи технологии отраженного света обнаружил еще один портрет. Ее руки больше, губы меньше, и в отличие от Моны Лизы она смотрит не в глаза зрителю, а в сторону.

Долгие годы считалось, что на картине написана жена флорентийского торговца шелком Лиза Герардини. Теперь Котт утверждает, что настоящая Лиза находится на более ранней работе, а на известной всем картине нарисована другая женщина. Пока эксперты спорят о том, кто же из двух женщин на самом деле Лиза и придется ли Лувру переименовывать работу, ученый пожинает плоды сенсации и вместе с выставкой, документирующей этапы его 11-летней работы, отправляется в Шанхай.

Год назад, используя тот же самый метод, Паскаль Котт обнаружил, что горностай у дамы с горностаем появился не сразу: картина переписывалась три раза, и в первом варианте руки дамы были пусты, а на втором животное выглядело гораздо стройнее, хотя и было при этом менее симпатичным. Ученый утверждает, что такая манера типична для великого мастера: он постоянно менял свои работы в процессе, придумывал новые детали, корректировал композицию. Известно, что Леонардо долго определялся с деталями своих картин в начале работы — но теперь стало понятно, что и на более поздних этапах он многократно переписывал работу.

Комментарии
Комментарии