Петр Великий против суеверий

«Повелел всех мнимобесноватых наказать плетьми»: кто с помощью обманных чудес готовил настоящий дворцовый переворот.
Петр Великий против суеверий

Дореволюционные биографы Петра I утверждали, что царь-реформатор был глубоко верующим человеком. А его очень своеобразное отношение к церкви и ее служителям объясняли ненавистью самодержца к суевериям. Возникла она, как рассказывали очевидцы, после того, как воцарившегося в 1692 году отрока попытались сместить с трона с помощью одержимых бесом кликуш.

Между множеством случаев обмана не последним было притворное беснование, взводимое на себя по большой части подлыми бабами и девками, которые у нас известны были под именем кликуш. Сии плутовки среди стечения народного, а паче в церквах в праздничные и воскресные дни начинали обманы свои падением на землю, испусканием нелепых криков, кривлянием лиц, ломанием и коверканием членов и среди оных произносили некие глухие предвещания; все это суеверами принималось за действие нечистых духов, в них будто бы вселившихся, а мнимые их предвещания толковались народом по-своему, и разносились иные повсюду с прибавлением разных странных чудес.

Во время Петра Великого, а паче в первые годы царствования его, много было таковых кликуш. Коварный Милославский, друг и родственник с матерней стороны Царевны Софьи Алексеевны, предпринял утвердить на престол сию царевну, управлявшую тогда при братьях-государях Иоанне и Петре самовластно. Дабы отвратить сердца народные от Петра Алексеевича, а привлечь их к Царевне, Милославский чрез преданных себе уговорил обещаниями наград нескольких из сих кликуш, в числе оных и одну знатного отца дочь, всклепать на себя беснование. И сия последняя по условию в Успенском Соборе в праздничный день, когда находилась в нем Царевна, столь искусно сыграла данную ей роль, что весь народ уверился в ее подлинном бесновании и почел издаваемый ею странный крик за голос поселившегося в ней и ее мучащего дьявола; не меньше же искусство в притворстве оказала и Царевна: она с великим по-видимому благоговением пала пред образом Пресвятой Богородицы Владимирской, моля ее о изгнании из мучимой нечистого духа; и потом, приступя к ней, заклинала его именем Божьим и Пречистой Его Матери, изыйти из нее; и дьявол вопил, что молитвы и заклинанья ее жгут его, и чрез несколько минут с страшным криком и терзанием мучимой им изошел якобы из нее, оставя притворщицу еле живу; Царевна ж, приведя ее в чувство и взяв за руку, подняла ее здраву. Можно себе представить, колико удивлен был не проницающий в коварство сие народ чудом сим: он почел Царевну чудотворицею, а Великого Брата ее и всех приверженных осуждал с негодованием за столь малое уважение к их великой Царевне.

Комментарии
Комментарии