Наука-2015

Вода на Марсе, первый представитель рода людей, вакцина от Эболы и планета, подобная Земле — обзор главных открытий года.
Наука-2015

Горизонты года

В начале 2000-х даже на самых чётких фотографиях, снятых телескопом «Хаббл», Плутон оставался для нас мутным пятнышком. В 2015-м автоматическая межпланетная станция New Horizons году изменила это печальное положение вещей. Новые фото Плутона стали ярким доказательством силы человеческого любопытства. Образ запомнится надолго: коричневая поверхность карликовой планеты со светлым «сердцем» на боку. Кроме романтических фотографий, New Horizons продолжает отправлять на Землю массу данных о происходящем на околицах Солнечной системы.

Человек года

В сентябре 2015 года ещё одного нашего предка, Homo naledi, в ЮАР нашел Ли Бергер. Самый удачливый из современных антропологов за последние годы первым описал два новых вида — до Гомо наледи был ещё Австралопитек седиба.

Дальний тупик труднодоступной пещеры Райзинг Стар, по одной из версий, служил древним людям местом захоронения. Предполагают, что возраст найденных останков 15 особей может достигать трёх миллионов лет.

Если гипотеза и датировка подтвердятся, существующие представления о времени возникновения ритуалов придётся пересмотреть.

Самой находке мы в некотором роде обязаны социальным сетям. Туннель-шкуродёрка, где спелеологи неожиданно обнаружили кости, настолько узкий, что исследователи не могли организовать извлечение останков. Тогда Ли Бергер написал в Facebook о поиске худощавых людей с высшим образованием, готовых трудиться в стесненных условиях пещеры. Из откликнувшихся волонтёров антрополог выбрал шесть девушек, которых назвал «подземными астронавтами».

Случайность года

Существование субатомных частиц из пяти кварков было теоретически предсказано ещё в 1960-х. После нескольких безуспешных попыток наблюдения они совершенно случайно были открыты в Большом адронном коллайдере. В июле учёные из коллаборации LHCb сообщили об образовании пентакварков после столкновения протонов в ходе эксперимента по изучению асимметрии материи и антиматерии. Как заметил один из физиков ЦЕРНа, «мы внезапно нашли нечто удивительное».