По-научному

Главные научные открытия года. Вода на Марсе, первый представитель рода людей, вакцина от Эболы и планета, подобная Земле.
По-научному

Горизонты года

В начале 2000-х даже на самых чётких фотографиях, снятых телескопом «Хаббл», Плутон оставался для нас мутным пятнышком. В 2015-м автоматическая межпланетная станция New Horizons году изменила это печальное положение вещей. Новые фото Плутона стали ярким доказательством силы человеческого любопытства. Образ запомнится надолго: коричневая поверхность карликовой планеты со светлым «сердцем» на боку. Кроме романтических фотографий, New Horizons продолжает отправлять на Землю массу данных о происходящем на околицах Солнечной системы.

Человек года

В сентябре 2015 года ещё одного нашего предка, Homo naledi, в ЮАР нашел Ли Бергер. Самый удачливый из современных антропологов за последние годы первым описал два новых вида — до Гомо наледи был ещё Австралопитек седиба. Дальний тупик труднодоступной пещеры Райзинг Стар, по одной из версий, служил древним людям местом захоронения. Предполагают, что возраст найденных останков 15 особей может достигать трёх миллионов лет. Если гипотеза и датировка подтвердятся, существующие представления о времени возникновения ритуалов придётся пересмотреть.Самой находке мы в некотором роде обязаны социальным сетям. Туннель-шкуродёрка, где спелеологи неожиданно обнаружили кости, настолько узкий, что исследователи не могли организовать извлечение останков. Тогда Ли Бергер написал в Facebook о поиске худощавых людей с высшим образованием, готовых трудиться в стесненных условиях пещеры. Из откликнувшихся волонтёров антрополог выбрал шесть девушек, которых назвал «подземными астронавтами».

Случайность года

Существование субатомных частиц из пяти кварков было теоретически предсказано ещё в 1960-х. После нескольких безуспешных попыток наблюдения они совершенно случайно были открыты в Большом адронном коллайдере. В июле учёные из коллаборации LHCb сообщили об образовании пентакварков после столкновения протонов в ходе эксперимента по изучению асимметрии материи и антиматерии. Как заметил один из физиков ЦЕРНа, «мы внезапно нашли нечто удивительное».

Жидкость года

Фильм «Марсианин» вышел как нельзя вовремя: в 2015 году Марс оставался главным внеземным ньюйсмейкером. Аппарат Curiosity отсылает на Землю потрясающие фотографии, и любители космонавтики следят за его перемещениями даже в социальных сетях. Но самое громкое открытие в 2015 году пришло благодаря другому марсоходу, запущенному 10 лет назад Mars Reconnaissance Orbiter. Проанализировав сделанные им снимки и данные спектрометра, учёные пришли к выводу, что по стенам каньонов и кратеров на поверхности планеты в летние месяцы текут соляные растворы. На Земле живые организмы находят в самых экстремальных условиях, обнаружение воды на Марсе стало очередным призывом к учёным и финансирующим их исследования политикам «бороться и искать, найти и не сдаваться». Существование жизни на Красной планете по-прежнему считается возможным.

Дуализм года

Одной из самых популярных научных иллюстраций 2015 года стала первая фотография света в виде волны и частицы одновременно. Тон заголовков мировых медиа предполагал, что мы оказались на пороге научной революции.Квантовая физика говорит о двойственной природе всех объектов во Вселенной. К примеру, фотон может вести себя как волна, подобно волнам на поверхности воды, или как частица, в этом случае его можно сравнить с мячиком. До недавнего времени фотоны можно было наблюдать в одном из двух состояний, но никогда в двух сразу. Исследователи из швейцарской Федеральной политехнической школы Лозанны изящно обошли проблему, хотя реакция общественности и СМИ оказалась преувеличенно восторженной. Знаменитая фотография изображает не один фотон в виде частицы и волны, что по-прежнему невозможно, а множество фотонов. Одни ведут себя как волны, другие — как частицы.

Экзопланета года

Работающие с космическим телескопом «Кеплер» исследователи обнаружили более 1000 подтверждённых планет за пределами Солнечной системы и ещё больше 3000 планетных кандидатов, статус которых предстоит подтвердить или опровергнуть.

Летом 2015 года команда сообщила о долгожданной находке — планета Kepler-452b, сопоставимая по размеру с Землей, вращается в обитаемой зоне звезды, напоминающей Солнце. На планетах в обитаемой зоне, или «зоне Златовласки» возможно существование воды в жидкой форме. Если когда-нибудь человечество сможет покинуть Солнечную систему, то отправимся мы, в первую очередь, именно к таким объектам.

Впрочем, пока поводов для оптимизма у потенциальных колонистов немного: Kepler-452b находится на расстоянии 1402 солнечных лет от Земли.

Надежда года

Летом 2015 года Всемирная организация здравоохранения сообщила, что вакцина от лихорадки Эбола VSV-EBOV, по предварительным итогам испытаний в Гвинее, показала 100-процентную эффективность. Медики проверяли разработанную канадским Агентством общественного здравоохранения и произведённую американскими компаниями вакцину на 4000 добровольцев, контактировавших с зараженными.

Никто из участников тестовой группы не заболел.Эпидемия Эболы только за последние полтора года унесла в Западной Африке жизни более 11000 человек. Испытания новой вакцины будут продолжены.