Космические открытия года

Семь главных историй богатого на научные прорывы года.
Космические открытия года

2015-й близится к концу и самое время подвести его итоги. Стоит сказать, что год выдался весьма богатым на различные космические новости и открытия. Мне, может, и хотелось бы перечислить их все, но боюсь уж больно большим выдастся список. Так что я ограничусь семью самыми запомнившимися историями.

Последние мгновения MESSENGER

2015-й год начался с расставания — 19 января исчерпавшая все запасы топлива станция «Венера-экспресс» вошла в атмосферу второй планеты Солнечной системы. Похожая судьба вскоре должна была постигнуть аппарат MESSENGER. Станция вышла на орбиту Меркурия еще в 2011 году и безукоризненно проработала на ней свыше четырех лет — в четыре раза больше расчетного срока. Но к январю аппарат исчерпал все топливо и его судьба была предрешена.

Инженеры нашли оригинальный способ, как немного продлить миссию. На борту аппарата имелись запасы гелия — он применялся для создания давления в топливных баках. Было решено использовать газ в качестве замены топливу. И вот, MESSENGER провел несколько коррекций орбиты, используя гелий вместо гидразина. Несмотря на то, что гелий никогда не использовался подобным образом в межпланетных миссиях, план сработал. MESSENGER получил больше месяца дополнительной жизни.

Первый и последний снимок MESSENGER

Но когда закончился и гелий, уже ничто не могло предотвратить столкновения станции с Меркурием. Во время последней завершенной орбиты станция прошла на расстоянии всего 270 метров от поверхности Меркурия. Следующий виток стал для MESSENGER последним. Аппарат унес с собой последнюю тысячу снимков, которые не успел передать на Землю. Следующая космическая миссия отправится к Меркурию в январе 2017 года.

Белые точки и другие загадки Цереры

В марте аппарат Dawn завершил свой трехлетний перелет в поясе астероидов и вышел на орбиту Цереры. Уже на первых фотографиях, сделанных с большого расстояния, стала заметная главная достопримечательность карликовой планеты — таинственные белые точки, имевшие куда более высокое альбедо, чем остальная поверхность.