Выживут ли вампиры и люди на одной планете

Смогут ли сосуществовать вампиры и люди, или вампиры истребят человечество.
Выживут ли вампиры и люди на одной планете

Смогут ли сосуществовать вампиры и люди? Или вампиры истребят человечество? Как уживаются на одной планете хищник и жертва? Эти вопросы интересовали не только авторов романов и кинорежиссеров, но и физиков с математиками, успевших многое прояснить в данном направлении. В канун Рождества «Лента.ру» вместе с Atlas Obscura рассказывает читателям о последних достижениях вампироведения.

Для уничтожения вампира обычно используют чеснок, крест, святую воду, серебряную пулю или кинжал. Его также можно просто сжечь или посадить в клетку. Однако самое сильное оружие против упыря — математика. Немало академических исследований посвящены математическому моделированию сосуществования вампиров и людей.

Упыри встречаются не только в романах и фильмах, но и в точных науках. Так, в 2014 году российские ученые описали эксперимент с квантовым вампиром, а в математике с 1994 года известны числа-вампиры.

Исследователи пытаются выяснить, возможно ли уничтожение упырями, описываемыми в многочисленных романах, всего человечества, и если да, то за какой период времени? Ричард Хартл и Александр Мелманн из Венского технического университета в 1982 году в журнале RAIRO опубликовали статью под названием «Трансильванская проблема возобновляемых ресурсов», посвященную возможным стратегиям кровососущих мертвецов.

Ученые разделили всех вампиров на три категории, в зависимости от их насыщенности кровью человека. Популяция упырей любой категории неизбежно сталкивается, согласно исследованию Хартла и Мелманна, с проблемой исчерпания ресурсов. С одной стороны, все жертвы вампиров в них же и превращаются, с другой — это сокращает популяцию людей и, соответственно, кормовую базу кровососущих.

Эти две тенденции Хартл и Мелманн изучили в своей следующей статье «Выпукло-вогнутая функция полезности: оптимальное потребление крови вампирами», опубликованной в журнале Applied Mathematical Modeling. Для описания динамики популяций вампиров и людей авторы использовали модель Лотки-Вольтерры, описывающую систему «хищник-жертва».