Космические первооткрыватели

О тех, кто открывал настоящие планеты нашей солнечной системы.
Космические первооткрыватели

Главное отличие космических первооткрывателей от традиционных — того же Колумба — в том, что им достаточно не побывать, но хотя бы увидеть искомый объект. Главная же проблема, над которой астрономы бьются до сих пор, — доказать существование и не потерять из виду планету или спутник, как, кстати, бывало не раз.

Открытия без авторства

Меркурий, Венера, Марс, Юпитер и Сатурн — планеты, известные с самых древних времен. По большому счету, открыть любую из этих пяти на чистом ночном небе может каждый: все они видны с Земли без специальных приспособлений. Поэтому, собственно, о первооткрывателях тут речи и не идёт, всё дело только в том, в какую систему эти планеты вписывали. Так, например, древнегреческий астроном Клавдий Птолемей в своём основном труде «Альмагест» сформулировал геоцентрическую модель мира, согласно которой вокруг Земли вращаются Солнце, Луна, планеты и звезды. Это убеждение предопределило развитие астрономии на тысячу с лишним лет.

Галилей со своим изобретением — телескопом — выбил у сторонников геоцентрической теории почву из-под ног, так как сделал ряд выводов, которые этой теории противоречили. С помощью своего же изобретения Галилей смог лучше изучить уже известные планеты: он, например, в 1610 году рассматривая в телескоп Сатурн, сделал зашифрованную пометку — «Высочайшую тройственную планету наблюдал». Галилей, как и его современники, был уверен в том, что Сатурн — последняя планета солнечной системы, а тройственность он смог приписать ей из-за качества своего телескопа, в котором вместо кольца Сатурна учёный увидел наросты по бокам.

Можно сказать, что с помощью своего телескопа Галилей и сделал первые открытия, о которых, однако, сам так и не узнал. Во время наблюдения за Юпитером он заметил «звезду», которая, как сейчас считается, была ничем иным как планетой Нептун. Однако учёный не уделил этому небесного телу большого внимания.

Эпоха великих космических открытий

Долгое время планета Уран оставалась незамеченной, ещё какое-то время — неопознанной. Астрономы увидели Уран, занесли на карту звёздного неба и, не появись вовремя Уильяма Гершеля, ещё долго бы, наверно, считали его обычной тусклой звездой.