Химия, глисты и смерть

Какие научные открытия были совершены во время новогодних каникул.
Химия, глисты и смерть

Пока Россия отмечала Новый год и наслаждалась зимними каникулами, западная наука, оправившаяся от празднования Рождества, продолжила работу в прежнем темпе. И уже совершила целый ряд открытий. Откуда у замороженного предка человека взялась язва желудка, что нашли на Плутоне и чему радуются химики — рассказывает «Лента.ру».

Доисторические пациенты

Тирольский ледяной человек Эци (Ötzi the Iceman) был обнаружен еще в 1991 году. Льды неплохо сохранили его тело, и для детального изучения «татуированного отморозка» создали целый институт. Казалось, что за четверть века с мумией сделали все, что возможно: ученые секвенировали геном ледяного человека, отыскали его потомков, восстановили внешность и изучили недуги, от которых тот страдал при жизни.

Однако всплывают все новые подробности. Так, в конце 2015 года ученые рассказали, что татуировки Эци обладали целебным эффектом. А теперь удалось расшифровать геном 5300-летней бактерии Helicobacter pylori из желудка ледяного человека.

Обычно именно эта бактерия вызывает гастрит или язву желудка. Но самое интересное, что изученный штамм оказался не европейским (как у обитателей современной Европы), а азиатским. Считается, что европейский штамм возник около 10 тысяч лет назад при переселении людей в Европу через Ближний Восток.

Новые данные позволяют предположить, что заселение Европы происходило несколько не так. Если прежде считалось, что в эпоху неолита у европейцев уже был свой штамм Helicobacter pylori, то теперь предстоит понять, почему в нем гораздо больше от африканского штамма, чем от азиатского, найденного у Эци.

Кроме того, в желудке Эци найдены белки, связанные с воспалительным процессом. Это тоже говорит в пользу того, что ледяной человек страдал язвенной болезнью или гастритом. Хотя и продолжал хорошо питаться: в желудке сохранились непереваренные остатки альпийского горного козла (Capra ibex).

За каждый чих

Результаты исследований, опубликованные в American Journal of Human Genetics, свидетельствуют, что современные люди обязаны своим крепким иммунитетом скрещиванию с денисовцами и неандертальцами.