Куда поедет МКЖД

Девять месяцев осталось до запуска железнодорожного кольца Москвы.
Куда поедет МКЖД

На схемы московского метрополитена нанесли Малое кольцо Московской железной дороги, которая начнет работать осенью этого года. МОСЛЕНТА разобралась, как будет функционировать наземное метро и откуда оно появилось.

Век назад

История МКЖД началась в конце XIX века, когда Москва стала крупнейшим железнодорожным узлом Российской империи, объединяющим десять направлений железной дороги, и транзитной точкой для грузов со всех концов страны. В это время столица впервые столкнулась с транспортным коллапсом: улицы заполонили ломовые извозчики, перевозившие товары с вокзала на вокзал, в городской тесноте регулярно возникали заторы.

Идею строительства окружной железной дороги, которая связала бы радиальные направления и разгрузила столичные улицы, предлагали купцы и фабриканты, а промышленник Федор Чижов даже подсчитал, что она сможет заменить до 30 тысяч извозчиков. При поддержке министра финансов Сергея Витте в 1897 году строительство окружной железной дороги было признано желательным Николаем II.

В конкурсе на лучший проект победил вариант инженера Петра Рашевского, подразумевавший создание двухпутного железнодорожного кольца длиной около 54 километров, предназначенного как для грузовых, так и для пассажирских перевозок. На титульном листе проекта император написал: «Дорога должна иметь сообразный первопрестольной столице вид», — несмотря на то, что фактически она проходила за чертой города. В 1903 году началось строительство двухколейки, а в 1908 году по ней пустили первый поезд.

Окружная железная дорога выполнила свою главную задачу — решила проблему перевозки товаров и сырья, ускорив грузооборот в несколько раз. Она быстро обросла подъездными ветками к промышленным предприятиям, но популярностью у пассажиров не пользовалась: вначале москвичей отпугивали слишком высокие тарифы, а уже при советской власти было налажено автобусное и троллейбусное сообщение с районами, где проходила железная дорога. В 1934 году пассажирское движение по ней было закрыто.

Возобновить его собирались несколько раз еще в советские годы, о чем напоминает неработающий выход в центре станции «Ленинский проспект». Но тогда поток грузоперевозок по дороге был слишком велик, а старые мосты с низкими порталами мешали перевести ее на электрическую тягу. Теперь, когда окружная железная дорога оказалась близко к центру Москвы, большинство крупных предприятий либо закрылись, либо были переведены за границы города, а на их месте возводятся жилые дома и офисные центры, столичные власти вернулись к прежним планам. В 2011 году было решено интегрировать дорогу в транспортную сеть столицы — так и появился проект МКЖД.

Комментарии
Комментарии