Мистификации Эдгара По

Загадки, пародии и аллюзии, зашифрованные в произведениях классика американского хоррора.
Мистификации Эдгара По

19 января 1809 года в Бостоне (США) родился создатель жанра психологической прозы и научного детектива, писатель Эдгар Аллан По. Он стал одним из первых американских авторов, который выбрал в качестве основной формы творчества новеллу. Эдгар По внес вклад в развитие научной фантастики и жанра ужасов. Его эстетика и произведения повлияли на таких деятелей культуры, как Шарль Бодлер, Сальвадор Дали и Альфред Хичкок.

Писатель любил играть с читателем и создавать разнообразные мистификации. По задавал читателю загадки, зашифровывая в своих текстах авторские намерения и ключи к вопросам. Эстетика писателя по духу была революционна: он всячески боролся со стереотипами и ломал устоявшиеся рамки. В своих новеллах По постоянно использовал различные театральные эффекты, его герои всегда были подчеркнуто неординарны, также писатель зачастую пародировал популярные и распространенные методы современной литературы, сюжеты и художественные средства.

Лигейя

Рассказ Лигейя был впервые опубликован в 1838 году. Новелла считается одним из лучших произведений Эдгара По. Больше всего читателей поражает загадка перевоплощения бездыханного тела Ровены в умершую ранее леди Лигейю. Критики по-разному отвечают на вопросы о том, кто же убил белокурую девушку. Одни уверены, что главный герой был под воздействием наркотиков и преступления вовсе не было. Другие полагают, что в Ровену вселилась умершая соперница, что и привело к смерти. Третьи думают, что новую возлюбленную убил главный герой, страдавший по Лигейе. Однозначного ответа на вопрос о том, что же произошло в таинственном аббатстве дать невозможно. Однако по всему рассказу разбросаны ключи к пониманию произведения.

Эпиграф произведения посвящен смерти, исследователи предполагают, что его выдумал сам Эллан По, стилизовав под английского писателя и церковного деятеля XVII века Джозефа Гленвилла. В центре новеллы - тема метемпсихоза, или переселения душ. Однако, как подчеркивает в своей книге Загадки Эдгара По Эльвира Осипова, излишние детали, навязчивые, повторяющиеся картины разложения и оживления позволяют предположить, что автор воспринимает центральную тему иронично и скорее полемизирует с мистиками. Автор нагнетает ощущения страха и ужаса, которые заранее готовят читателя к жуткой развязке. Однако сюжет в данном случае условен, главное - зафиксировать гротескные детали и понять игру автора.

Комментарии
Комментарии