Тайная жизнь вокруг черных дыр

Исследователи из Чехии пришли к сенсационному открытию.
Тайная жизнь вокруг черных дыр

Черные дыры могут быть дружелюбнее, чем принято считать. Планеты, вращающиеся по орбите этих загадочных объектов, могут поддерживать жизнь благодаря разнице температур между холодной черной дырой и относительно теплым космическим микроволновым излучением, равномерно заполняющим Вселенную. Такие выводы содержатся в работе, опубликованной группой чешских физиков из Университета Палацкого в Оломоуце под руководством Томаса Опатрного. Кратко с ее результатами можно ознакомиться в новом номере журнала New Scientist.

Черная дыра - это область, гравитационное притяжение которой так велико, что ее не могут покинуть даже движущиеся со скоростью света объекты, в том числе кванты самого света. Черные дыры полностью поглощают попадающую в эту область материю, которая внутри этого пространства испаряется. Природа и механизмы формирования черных дых, в особенности сверхмассивных, во многом остаются для ученых загадкой.

Размышляя об источниках энергии во Вселенной, ученые вспомнили о сюжете фильма «Интерстеллар», где вокруг черной дыры с аккреционным диском , названной Гаргантюа, вращаются несколько планет, среди которых Миллер. Из-за близости к черной дыре и ее гравитационного воздействия время на ее поверхности многократно замедлено: один час равен семи годам на Земле.

«Мы видели фильм. Это очень интересная идея, и мы стали задумываться, возможна ли такая ситуация в действительности», — сказал чешский исследователь.

Интенсивность света пропорциональна числу фотонов, падающих на единицу площади поверхности за единицу времени. Это означает, что когда свет реликтового излучения достигает планеты Миллер, его интенсивность значительно увеличивается в результате замедления времени. Учитывая силу гравитационного воздействия, температура на ее поверхности составляла бы порядка 900 градусов Цельсия.

В фильме на планете образуются огромные волны из воды, однако ученый говорит, что там скорее образовывались бы волны из расплавленного алюминия.

«Согласно расчетам, сверхвысокочастотный фон был бы губителен для каждого, кто оказался на планете, что делает фильм менее реалистичным», — говорит Лоуренс Максвелл Краусс из Университета штата Аризона (США).

А вот если бы планета была чуть более удалена от черной дыры, время там было бы менее замедленно, а температура — выше. Это сделало бы планету более пригодной к жизни.