Планета Х

Планета Х

Астрономы из Калифорнийского технологического института открыли новую планету-гигант в нашей Солнечной системе. Один из авторов открытия, Константин Батыгин рассказал Огоньку о том, что собой представляет планета Х и какие еще загадки приготовила нам Вселенная.

Планета-гигант, которую обнаружили ученые, располагается на самых задворках Вселенной: за Нептуном, в так называемом поясе Койпера. Это самая удаленная от Солнца область, где находится строительный мусор, оставшийся после формирования планет — более тысячи мелких и крупных астероидов и карликовых планет. Эти объекты всегда привлекали внимание ученых из-за своего состава: предполагается, что они состоят изо льда с небольшими вкраплениями органических веществ, то есть напоминают кометы, которые, по одной из гипотез, занесли жизнь на Землю. Именно на поведение подобных космических тел и обратил внимание знаменитый астроном из Калифорнии Майкл Браун. Согласно расчетам его ученика, тела в поясе Койпера ведут себя странно, как будто на них воздействует гравитационная сила какого-то большого объекта. Решив опровергнуть эту нелепую гипотезу, Майкл обратился к своему коллеге по университету Константину Батыгину, специалисту по теоретической астрофизике. Тот принялся за расчеты и выяснил, что планета-невидимка действительно существует. Эта сенсационная новость появилась сначала в профессиональном издании The Astronomical Journal, а следом за ней — в престижных Science и Nature. Вообще, оно и понятно: это первое за последние 250 лет открытие полноценной планеты Солнечной системы.

— Константин, когда впервые было высказано предположение о существовании в нашей Солнечной системе еще одной планеты-гиганта? И как так получилось, что до сих пор никто не догадался, что он притаился за Нептуном?

— Сама идея, что в Солнечной системе может существовать еще одна планета, довольно старая. Ее сформулировали, может быть, лет сто назад, но для проверки не хватало информации. Сто лет назад телескопы были примитивными, и только сейчас наши технические возможности позволяют накапливать такое количество данных о звездном небе, чтобы искать далекие объекты. С другой стороны, мы просто знали, где искать, так как проверяли конкретные данные о необычном поведении объектов в поясе Койпера. Математические расчеты показали неожиданные результаты: далеко за пределами орбиты Нептуна существует дополнительная массивная планета, которую мы не видим. Так что можно с уверенностью говорить о том, что наши знания о Солнечной системе далеко не полны.

— Что сегодня конкретно можно сказать об этой планете?

— Расчеты дают нам достаточно хорошее предсказание орбиты планеты. Она имеет период обращения вокруг Солнца порядка 10-20 тысяч лет. Но пока мы не можем сказать, где именно на орбите в данный момент она находится.