Устройство государства в Китае

Историк Марк Ульянов о сохранении мифологического мышления и новых подходах к изучению истории Китая.
Устройство государства в Китае

Помимо смены парадигмы, которая требует нового теоретического осмысления, мы сейчас находимся в ситуации, когда изменяются или, может быть, даже рушатся привычные методы работы историков. Дело в том, что мы привыкли к тому, что страны Восточной Азии являются неотъемлемой частью всего Старого Света и рассматриваются вместе с древнейшими культурами Месопотамии, Египта и Сиро-Палестинского региона. Основные научные силы раньше были брошены именно в эти области, здесь формировались теории и основные представления о том, как возникает государственность. Но сейчас есть очень важная проблема, которую, мне кажется, историки только начинают формулировать и осознавать. Дело в том, что в настоящее время в Месопотамии и Египте, где, собственно, зарождается европейская цивилизация, невозможны археологические изыскания. Уже около 10 лет идут войны, мы знаем, что разграблены музеи, уничтожены очень ценные памятники, сейчас идет бесконтрольная продажа археологического материала. Таким образом, получается, впервые в истории европейской науки, изучающей Древний Восток, материал о Востоке Старого Света начинает по своему объему и качеству превосходить материал, который мы получаем с классического Востока.

Когда мы говорим о классическом Востоке, мы чаще всего имеем дело с мертвыми языками, с мертвыми народами, чья культурная традиция непосредственно в этническом плане прервалась еще в конце древности. Особенность европейского восприятия своего классического Востока заключается в том, что в той или иной степени происходит осознание культурной преемственности между цивилизациями классического Востока, античности и европейской цивилизацией. Когда мы говорим о Китае, то сталкиваемся здесь с принципиально иной ситуацией: здесь нет разрыва, нет этих этапов, и народ, который сейчас живет в Китае, ощущает свою прямую преемственность с населением этих территорий, проживавшим здесь и две, и три, и пять и более тысяч лет назад. И это накладывает свою специфику. Поскольку это живая культурная традиция, она оказывает очень сильное влияние на восприятие самой проблемы возникновения государственности.

Комментарии
Комментарии