Полет на бис

Есть ли будущее у многоразовой космонавтики.
Полет на бис

В последнее время в новостях все чаще сообщают, что та или иная компания собирается освоить искусство повторно использовать уже побывавший в космосе космический корабль или части ракеты-носителя. Действительно ли это будущее космонавтики и так ли уж велика выгода, «Чердаку» объяснили эксперты в космической отрасли.Ракеты и космические корабли сегодня используются только один раз. Например, российский аппарат «Прогресс» — главная «рабочая лошадка» для доставки грузов на Международную космическую станцию, на обратном пути от МКС сгорает в атмосфере вместе с отходами, которые он забирает со станции. Несгоревшие обломки попадают на так называемое «кладбище космических кораблей» — район в южной части Тихого океана. Отработавшие ступени ракет-носителей также падают на землю или в океан, в зависимости от того, откуда они были запущены. Повторному использованию не подлежат и используемые сейчас пилотируемые корабли (хотя некоторые детали используются по нескольку раз).

Однако идея создания ракеты-носителя и космического корабля, которые можно использовать неоднократно, существует не только в фантастической литературе, но и в практической космонавтике с самого начала полетов в космос. Теоретически, такой подход должен значительно (примерно на порядок) удешевить полеты, хотя за 60 лет космонавтики сэкономить таким образом еще никому не удавалось.

Космические челноки

Впервые реализовать идею многократного использования удалось американцам с программой Space Shuttle: повторно в космос запускались твердотопливные ускорители первой ступени (по плану до 10 раз), а также сами космические корабли (каждый корабль рассчитывался на 100 полетов, но по факту пять построенных кораблей в сумме совершили 135 полетов).

«В то время считалось, что желающих отправить полезную нагрузку в космос будет так много, что космические корабли будут летать как самолеты, туда-обратно. Еще считалось, что им понадобится огромная грузоподъемность: шаттлы могли вывести на орбиту 20 тонн (у космического корабля Прогресс — 2,5 тонны)», — рассказал Юрий Караш, член-корреспондент Российской академии космонавтики имени Циолковского.

Но оказалось, что желающие воспользоваться услугами шаттлов не спешат выстраиваться в очередь, и вместо еженедельных полетов шаттлы отправлялись в космос лишь несколько раз в год.

Комментарии
Комментарии