Тайны, покрытые лаком

Что скрывается под известными полотнами Пикассо, Рафаэля, Гойи, Малевича, Леонардо да Винчи?
Тайны, покрытые лаком

Выражение «я тебя вижу насквозь!» приобрело особое значение с открытием рентгеновского излучения. «Видеть насквозь» стали и искусствоведы. Это позволило им утверждать: у многих признанных живописных шедевров существует второе, потайное «дно». Сюрпризы так и посыпались!

Пабло Пикассо: голубая комната бородатого мужчины

Портрет мужчины под картиной «Голубая комната» (портрет в горизонтальном положении)

Сомнения по поводу «Голубой комнаты» Пикассо у специалистов появились еще в 1954 году: уж больно странно, не следуя логике рисунка и композиции, были положены мазки на полотне. Но только в 1990-х благодаря рентгеновскому исследованию удалось выяснить наверняка: под «Голубой комнатой» есть еще одна работа. Это оказался портрет бородатого мужчины в пиджаке и бабочке. Он задумчив, подпер голову рукой, на пальцах — кольца. По мнению экспертов, возможно, на холсте запечатлен Амбруаз Воллар — один из крупнейших парижских торговцев искусством, поддерживающий многих художников. Это не первый портрет коллекционера кисти Пикассо. «Ни одну из самых красивых женщин, когда-либо живших на земле, не писали, рисовали или гравировали чаще, чем Воллара: Сезанн, Ренуар, Руо, Боннар... Но мой кубистический портрет был из них самым лучшим», — говорит художник.

Портрет мужчины под картиной «Голубая комната»

Известно, что Воллару кубистический портрет Пикассо как раз таки не понравился. Может, не понравился ему и тот, что нашли ученые под «Голубой комнатой», и художник просто избавился от него в расстроенных чувствах? Впрочем, особых причин для написания новых картин на старых работах Пикассо не требовалось: в тот период у него могло просто не быть денег на новые холсты.

Рафаэль Санти: дама без собачки

Слева: Картина до реставрации 1930-х годов. Справа: Картина после реставрации ок. 1506

Рафаэлевская «Дама с единорогом» столетиями жила как хорошо внедрившийся в тыл врага разведчик — изменив внешность и имя. В Галерее Боргезе в 1760 году она числилась «Святой Екатериной Александрийской» кисти Перуджино. И только в 1916 году исследователь Джулио Канталамесса ответственно заявил: Екатерина не та, за кого себя выдает. Снятый в 1934 году верхний слой краски подтвердил — внутри скрывается полотно Рафаэля. Реставрация 1959 года, когда впервые в истории для этой цели было применено рентгеновское излучение, помогла восстановить историю полностью.

Рафаэлем был написан женский поясной портрет с пейзажным фоном. Затем некто (возможно, Джованни Сольяни) добавил колонны, парапет, рукава и собачку на руках. Через несколько десятилетий собака превратилась в единорога, изменились и руки. А где-то в конце XVII века неизвестная дама обзавелась традиционными атрибутами Святой Екатерины — мученическим колесом, пальмовой ветвью и мантией, а заодно стала называться ее именем.

При возвращении картине первоначального вида собачку (символ супружеской верности) не сохранили — был сильно утрачен красочный слой. Остался девушке единорог — символ целомудрия.

Рентгеновский снимок собачки

Комментарии
Комментарии