Записки на пороге смерти

Книги о блокаде, хосписе и революции.
Записки на пороге смерти

28 января литературная премия «НОС», учрежденная фондом Михаила Прохорова и поощряющая тексты, в которых отчетлива заявка на «новую социальность и новую словесность», объявит имя лауреата. По традиции победитель будет определен в ходе открытых дебатов. В жюри этого года вошли журналист Николай Усков, искусствовед Анна Гор, историк Дмитрий Споров, журналист Тимофей Дзядко под председательством режиссера Константина Богомолова. Денежная составляющая премии: 700 тысяч рублей.

Полина Барскова «Живые картины»

Полина Барскова известна в первую очередь как поэт. Это стоит учитывать, читая ее книгу, основная тема которой — блокада. Барсковой, пожалуй, удается то, что мало кому удавалось — подойти к страшной теме с душевно иной стороны. Это лирическое переживание или своего рода адаптация исторической трагедии к собственному душевному строю. Не в смысле упрощения, но в смысле осознания: «Архивист перевозит души из одной папки в другую, из такой папки, откуда никто никогда не услышит, в такую, откуда кто-нибудь — ну хоть совсем ненадолго. Читатель становится архивом для того, чтобы произвести новых читателей, это уже физиология, остановиться читать нельзя. Иногда казалось, что единственный способ снова сделать это читаемым — переписать все заново, как башмачкин, букву за буквой, язычок старательно высунут: как у котика, как у ботика. Обвести блекнущие каракули, таким образом их обновив, привнеся в сегодня сам этот акт по-над-писывания. Слово за словом, исчезающие, как жир и сахар в ноябре, склонения спряжений. Запятые и тире бледнеют и падают, перестают делать смысл, не дышат и тают. Знаки препинания умерли в блокадных дневниках первыми, лишние знаки, как лишние люди, бескарточные беженцы из Луги и Гатчины». И правда, чтобы понять, иногда надо переписать, не переосмыслить, но как будто заново повторить, вписать старые слова в тетрадку своим почерком.

Комментарии
Комментарии